Колхоз в дни войны

Над деревней спустились густые осенние сумерки, в окнах зажглись огни. День кончился, но и вечером трудовая жизнь Пешкове не изменила своего течения: улицы и переулки наполнились легким шумом, поскрипывают двери оград, громыхают телеги, пофыркивает мельница.

И даже когда смолкнет вечерний шум, деревня не уснет, как прежде, беспечным сном. Те, кто отправили на войну отца, мужа, брата, станут думать о них, другие будут держать семейный совет о колхозных делах.

Когда сравниваешь прошлую осень с настоящей, невольно бросаются в глаза большие перемены. Священная отечественная война за честь своей родины глубоко затронула сердце каждого. Война раскрыла внутренние возможности колхозной деревни, заставила нас, деревенских хозяйственников, всерьез подумать о том, как при меньших затратах сделать большее.

Уже с наступлением сенокоса многие хозяйственные работы пришлось совместить, увеличив трудовой день, лучше используя тягло. По совету колхозных практиков мы нынче совеем не копнили сено: прямо из валков трава перевозилась к счетам и сметывалась. В результате такой операции колхоз смог высвободить 6 мужчин и сэкономить 270 трудодней.

На уборке хлебов нынче видное место занял ручной труд. И это правильно! Созревание колосовых проходило неравномерно, лошадей было мало, квалифицированных машинистов и того меньше, а объем трудовых затрат, в силу роста хозяйства, увеличился не меньше как на 30 процентов.

Еще задолго до полного созревания колосовых на жатву вышли десятки колхозниц с серпами и литовками. Когда хлеб выстоялся и его можно было убирать машиной, мы уже выжали площадь в 10 гектаров. Применение ручного способа нисколько не снизило вес трудодня. Перед самой страдой правление колхоза пересмотрело 40 типовых норм, значительно увеличив их. II затраты на ручной труд окупались повышением выработки. Интересно отметить и то, что основные летне-осенние работы в текущем году проведены раньше. За 10 месяцев прошлого года в трудовых табелях колхозников имелось 26.600 трудодней, а за 10 месяцев текущего года уже 28.000 трудодней.

Перестраивая вею хозяйственную жизнь на военный лад, мы стремились использовать каждую минуту рабочего времени. Продолжительность трудового дня в среднем составила 12 часов, вместо 10 в прошлом году. В ночных условиях мы жали п скирдовали хлеба, молотили и возили зерно. Правильно организуя труд, мы закончили уборку зерновых, картофеля и овощей в 25 суток, к октябрьскому празднику обмолотили все скирды. Сегодня мы рапортуем стране: пешковские колхозники с честью выполнили обязательства перед фронтом. Красная Армия получила: 254 центнера хлеба, 41 центнера овощей, 317 центнеров молока, 20 центнеров мяса, 20.600 рублей дельтами. Но если понадобится, мы еще дадим сотни тонн дополнительной продукции, своего добра не пожалеем для защиты отечества.

***

В колхоз вернулся раненый красноармеец Николай Иванов и в кругу друзей рассказал, как он бил проклятых фашистов. С напряженным вниманием слушали мы простое правдивое слово. Каждый знал, что, живя в глубоком тылу, он является активным участником исторической битвы за родную колхозную землю.

О любом из присутствующих можно долго и хорошо рассказывать. Бригадирам и у пас работают три женщины. Эго волевые, напористые колхозницы, с большими хозяйственными задатками. Что ты им ни поручишь, все у них кипит в руках. Колхозный полевод Анна Федорова так организовала дело, что бригада за 35 смей провела обмолот всего хлеба, сразу же отсортировала и засыпала семена. Другой бригадир Клавдия Малышева еще с лета подготовила скотники, отеплила их, запасла много корму. Доярки и телятницы сами засыпали потолки, делали водоотводы, конопатили стены, возили корм. Овощеводка Клавдия Сабурова вместе со своими подругами недавно оборудовала зимнюю теплицу, засолила для нужд армии шесть тонн помидоров и капусты.

Мало кто прежде знал Анну Зайцеву. Была она рядовая, ничем не проявлявшая себя колхозница. Грянула отечественная война, колхозу потребовались машинисты. II вот за столик молотилки встала Анна Зайцева. Не прошло недели, как скромная женщина осмелела, стала подлинной мастерицей молотьбы. За два месяца ей начислено 72 трудодня.

На любом участке проявляются чудеса трудовой доблести. Несмелые и застенчивые становятся мужественными, ранее неприметные вырастают в героев. Колхозный механик Аркадий Кирьянов может но уходить из мастерской по суткам, Анна Михайловна Губерман отдала немало сил воспитанию колхозных детей, Елизавета Корнева стала прекрасной птицеводкой, Зинаида Дмитриева — мастерицей колхозной кухни, Едена Козловская освоила счетоводство, отлично ведет учет.

Так куется оружие для фронта, поднимается несметная сила против коварного врага. Эта народная сила сметет черные стаи фашистских псов!

МАКСИМ ЯЧМЕНЕВ — председатель Пашковского колхоза имени Сталина, Ворошиловского района.