Что нам дало использование резервов

Железнодорожный транспорт является одним из крупнейших потребителей различного сырья, материалов, топлива, металла. Поэтому мобилизация внутренних ресурсов является для нас одной из важнейших задач, особенно сейчас, в период войны.

Два месяца назад на Пермском узле была проведена специальная производственно-экономическая конференция по использованию внутренних ресурсов. Конференция наметила тогда ряд конкретных мероприятий, реализация которых дала уже замечательные результаты.

В вагонном участке (начальник т. Ложкин, секретарь партбюро тов. Бажутин) было обращено особое внимание на использование всех отходов материалов, запасных частей, топлива и энергии.

Участок отказался, например, от получения централизованным порядком 52 различных деталей. Детали производятся теперь собственными силами в заготовительном цехе. Для этого максимально используются вышедшие из строя детали, причем количество деталей, изготовляемых заготовительным цехом, из месяца в месяц увеличивается. Если в июле их выпустили на 34 тысячи рублей, то в сентябре — на 40 тысяч рублей Обходятся же они значительно дешевле запасных частей, получаемых из желдорзапчасти.

Только за третий квартал 1941 года заготовительный цех сэкономил 8880 рублей на изготовлении и ремонте главнейших деталей — буксовых крышек, буферных стаканов, стержней, букс и т. д.

В повседневной борьбе за экономию дефицитных материалов, сырья и топлива коллектив вагонного участка нашел заменитель натуральной олифы, идущей на окраску вагонов Применявшийся ранее изоляционный материал в постоянных печных разделках заменен песком Асбестовый лист заменяется (путем обмазки деревянных частей разделок) мессой из жидкого стекла, извести и песка.

95 процентов работ по подготовке цехов к зиме проведены своими силами, без затрат государственных средств. Значительную роль в этом сыграла рационализаторская смекалка, использование внутренних ресурсов.

В паровозном депо (заместитель начальника депо по ремонту тов. Угольников, секретарь партбюро т. Тимофеев) было освоено полностью изготовление деталей дышлового, кулисного и парораспределительного механизмов и экипажа. Все это раньше привозилось централизованным порядком из далеких заводов. Теперь же в большинстве своем это делается из выбракованных запасных частей и металлолома.

Готовясь к зиме, в депо провели отопление паровозного парка силами самих паровозных бригад с незначительной затратой средств. Если в 1940 году на подготовку к зиме каждого паровоза тратилось до 100 рублей, то к зиме 1941 года затраты составляют не более 10—18 рублей, при лучшем качестве работ.

В последнее время в депо обнаружилась нехватка свинца для уплотнения водяных конусов инжекторов. Партбюро собрало командиров для обсуждения этого вопроса, и выход был найден. Собрав отходы кальциевого баббита и произведя простую термическую обработку, мы получили чистый свинец, испытав его на двух паровозах. Результаты оказались хорошие. В половине ноября при промывке этих паровозов будет установлен окончательный результат. Тогда мы будем применять это и на других паровозах. А даст это немалую экономию денежных и материальных средств.

Депо расходует постоянно много огнеупорного кирпича для кладки топочных сводов. Расход огнеупорного кирпича доходит» до 2 тысяч штук в месяц.

Поскольку время военное и надо быть особенно бережливым, решили и здесь использовать отходы.

По предложению котельного мастера т. Гилева был приспособлен стол для изготовления фасонного огне- упорного кирпича из отходов. Сейчас, все арки кладутся из этого кирпича. И надо сказать — результаты хорошие. Если клинчатый огнеупорный кирпич в магазине стоит 2 рубля 67 копеек, то при своем изготовлении стоимость его — 22 коп.; простой огнеупорный кирпич в магазине стоит 1 р. 63 коп., своего изготовления — 18—20 коп. Раньше эти отходы выбрасывали или продавали как лом.

Надо заметить, что некоторые командиры недостаточно серьезно отнеслись к вопросу использования внутренних ресурсов. Начальник депо т. Мосяков, например, не позаботился до сих пор об использовании после регенерации обтирочного и побивочного материала.

Начальник химической лаборатории т. Уварова, согласно постановления производственно-экономической конференции, обязана была с помощью инженеров разработать установку для регенерации остатков и отработанных масел. Но ею еще ничего не сделано.

Отдельные недостатки, конечно, не могут заслонить той большой работы по использованию внутренних ресурсов, которую железнодорожники Пермского узла проделали. И нет сомнения, что в своем стремлении усилить помощь фронту они сделают еще больше.

ЕВГ. БРЮХОВ —

секретарь узлового комитета ВКП(б).