Вечернее сообщение 16 декабря.
В течение 16 декабря наши войска вели бои с противником на всех фронтах. На ряде участков Западного, Калининского и Юго-Западного фронтов наши войска, ведя ожесточенные бои с противником, продолжали продвигаться вперед, заняли ряд населенных пунктов и среди них город Калинин, Высоковск — западнее Клина, Ново-Петровское — западнее Истры, Волово — юго-восточнее Тулы.
За 15 декабря уничтожено 16 немецких самолетов, наши потери — 4 самолета.
За 15 декабря наша авиация уничтожила и повредила 43 немецких танка, 3 бронемашины, более 640 автомашин с войсками и грузами, уничтожила 4 полевых орудия с прислугой, 7 зенитных пулеметов, свыше 130 повозок с боеприпасами, 2 автоцистерны с горючим, истребила или рассеяла 2 полка вражеской пехоты.
Гвардейско-кавалерийские части генерала Белова, действующие на Южном участке Западного фронта, за один день боев овладели 6 населенными пунктами и захватили у немцев 3 вагона с боеприпасами, цистерн, 3 танка, 10 орудий, 30 пулеметов, 5 минометов и другие трофеи. Части генерала Рокоссовского за это же время захватили 35 немецких орудий, 24 пулемета, 2 миномета и 39 автомашин.
Красноармеец тов. Воробьев подкрался к немецкому блиндажу и меткими выстрелами уничтожил 2 часовых. Выбежавших из блиндажа немцев тов. Воробьев забросал гранатами. В этом бою отважный красноармеец истребил 25 фашистских солдат.
Отступающие на Юго-Западном фронте немецкие оккупанты подвергаются с тыла непрерывным атакам советских партизан. Бойцы-партизаны тт. Д. и К. из засады в течение одного только дня подстрелили 14 немецких солдат и 5 офицеров. Расположившийся на окраине села Н. отступавший штаб немецкого батальона подвергся нападению партизан и был полностью уничтожен. Смелый налет на зенитную батарею врага совершил партизанский отряд председателя сельского совета тов. Ш. Прикрывая отступление своих частей, немецкое командование установило три зенитных орудия на опушке леса, недалеко от села Г. Партизаны ночью проникли в лес, надели белые халаты и к рассвету подползли к немецким орудиям. Одна группа бойцов атаковала фашистские палатки и шалаши в лесу, другая перебила часовых и уничтожила орудия, боеприпасы и три автомашины. Немцы потеряли 29 человек. На дорогах, на которых откатываются немецкие войска, партизаны делают завалы, минируют отдельные участки дорог, взрывают мосты. У села З. на минах взорвалось три грузовика с немецкими солдатами.
Жители сел и городов Московской области, освобожденных Красной Армией от немецких захватчиков, рассказывают о чудовищных преступлениях фашистских мерзавцев. В деревне Ершово немцы собрали в церкви 100 человек местных граждан и пленных красноармейцев. Затем церковь была взорвана вместе с находившимися в ней людьми. В селении Высоково, Истринского района, злодеи расстреляла 70-летнего старика, Григорьева Ф.К. только за то, что он попросил их не сжигать его избу. В этой же деревне немецкий офицер изнасиловал беременную женщину, мать двух маленьких детей. Из деревни Боровки, Звенигородского района , фашисты угнали с собой женщин, оставив их малолетних детей на произвол судьбы. В дом помощника машиниста станции Подмосковная Лодзатова Н.А. явился немецкий офицер. Он изрубил топором всю мебель, а белье и ценные вещи унес с собой. При отходе из города Истры фашисты забирали у населения все, что попадалось под руки — гребешки, елочные украшения, посуду, одежду, белье. Многих жителей города они раздевали и разували на улице.
За последнее время особенно быстро ухудшается моральное состояние немецкой армии. Пленные гитлеровцы все чаще заявляют о том, что фашистская Германия обречена на поражение. Взятый на-днях в плен солдат 3 дивизиона 23 немецкой пехотной дивизии Эдмунд Шифке показал: «В последних боях под Москвой 67 пехотный полк понес исключительно большие потери. В ротах осталось не более 20-25 человек. Солдаты голодают и рыщут по деревням, отбирая силой продукты у населения. Мы уже потеряли веру в победу. Солдаты открыто говорят между собой о бесполезности войны и проклинают Гитлера». Пленный солдат 1 батальона 321 пехотного полка Алоиз Буш рассказал: «Питание в германской армии заметно ухудшилось. Солдаты часто голодают и в связи с этим выражают свое недовольство. Одеты наши солдаты плохо. Наступившие морозы ухудшили и без того плохое настроение солдат. Все только и думают, как бы уехать домой». Пленный солдат 1 батальона 187 пехотного полка Вильгельм Геннингер заявил: «Питание плохое, хлеба выдают мало, сахар мы не получали с начала войны, солдаты живут впроголодь. Очень холодно. В моем взводе обморозили руки и ноги 15 человек. Бани и стирки белья у нас не было уже около 2 месяцев. Многие солдаты и даже некоторые офицеры настроены против войны, так как понимают, что война окончится крахом Германии. Даже командир взвода нацист фельдфебель Энгельгарт в разговоре с солдатами на-днях сказал, что он уже сыт по горло этой войной и больше не хочет воевать».