Итальянские вральманы встревожены

„Мы тоже воюем”

Италия, как известно, тоже «об’явила войну» Советскому Союзу. Гитлер вероломно напав на советские границы, через полтора часа после нападения при посредстве своего посла пред’явил советскому правительству наспех состряпанные и насквозь лживые «обвинения». Муссолини никаких «обвинений» не пред’являл. Он воюет просто потому, что ему приказали, воюет, как приказчик, который вовсе не должен что-либо «об’яснять». Дескать, хозяин все об’яснил за всю фирму.

Однако итальянскому народу нужно ведь преподнести какое-либо об’яснение этой новой войны. С Францией воевали, надеясь оттяпать территории и колонии — Корсику, Ниццу, Тунис, Джибути и пр. С Англией воюем, чтобы Средиземное море стало «нашим морем». Ну, а с СССР за что?

После получения приказа Гитлера медлить было нельзя. «Версию» нужно было состряпать в полчаса. Вот и состряпали: оказывается, Германия и Италия ведут «великую революционную (?!) войну в Европе».

Трудно сказать, что в этой формулировке преобладает — фашистская наглость, навык в беззастенчивом обмане масс или просто тупость. Скорее всего, все эти элементы представлены одновременно.

Какое же напутствие получили итальянские солдаты от Муссолини?

«Я надеюсь, — сказал он, — что вы будете на новых фронтах сражаться с таким же успехом (?!), как и на прежних».

В цирке бывают такие клоуны. Они говорят обыкновенные вещи. Такие же вещи, как и все другие. А между тем после каждой их реплики раздается гомерический хохот.

В самом деле, можно ли придумать что-либо более смешное, нежели призыв к итальянской армии сражаться с таким же «успехом», как и на других фронтах? Сражаться так же, как в Албании, где итальянцев били? Сражаться так же, как в Абиссинии, где итальянцев били? Сражаться так же, как в Ливии, где итальянцев опять-таки били?

Наглость и трусость

Выступая с «идеологическими обоснованиями» новой войны, утверждая, что Италия, «как всегда», будет находиться «в первых рядах», итальянские прихвостни Берлина одновременно обнаруживают признаки явного беспокойства. Римский корреспондент швейцарской газеты «Трибюн де Женев», например, телеграфирует:

«Все сознают, что в новой войне Италии придется нести еще большее бремя, в особенности в средиземноморской войне против Англии».

Эта телеграмма корреспондента прошла, разумеется, через итальянскую цензуру. Следовательно, она не противоречит мнению итальянских фашистов, а, напротив, отражает, хотя бы и не полно, их тревогу. Тревога законная. Итальянцев били на Средиземном море даже тогда, когда им помогали немцы, а как же будет теперь? Ведь германские хозяева сейчас чрезмерно заняты и уж, конечно, не могут, как прежде, выручать своих лакеев всякий раз, как те попадут в беду. Не до того им!

Беспокойство нарастает. Одним из его признаков является хотя бы выступление пресловутого Гайды — «рупора Муссолини», как его титулуют обычно, — в официозе «Джорнале д’Италиа», Гайда в длинной статье пытается убедить англичан и американцев соблюдать в войне держав оси против СССР... нейтралитет. Статья опубликована через два дня после того, как Черчилль, с одной стороны, и Рузвельт — с другой, заявили, что их страны будут оказывать всемерную помощь Советскому Союзу. И вот теперь Гайда истерически вопит, «доказывая» англичанам и американцам, что они поступают вопреки... собственным интересам. Это Гайда выступает защитником английских и американских интересов! Еще один цирковой номер балагана под дирекцией Муссолини.

Выступление Гайды — это прямое свидетельство того, что арсенал итальянской фашистской демагогии начинает иссякать и что выдумывать «аргументы» все труднее и труднее. Но оно свидетельствует и о другом: о страхе.

Начинают понимать

Начиная войну против Англии и Франции, Гитлер об’явил, что эта война будет «молниеносной». «Молниеносность» эта, как известно, длится уже почти два года. Об’являя войну Англии и Франции, Муссолини бросил лозунг — «Война продлится шесть недель». Для Италии эти «шесть недель», как известно, тянутся уже больше года.

Провалившись со своими прогнозами, фашистские вожаки и их печать предостерегают теперь против подобного же легкомыслия. Так, «джорнале д’Италиа» рекомендует не прислушиваться к «враждебной пропаганде», которая создает впечатление, что эта война будет «молниеносной».

Кто же это в Италии занимается «враждебной пропагандой»? Кто убеждал итальянских солдат и итальянский народ в том, что Италия вообще будет воевать только шесть недель?

Лозунги Муссолини оказались бумерангом, который бьет его самого и его приспешников.

Впрочем, «Джорнале д’Италиа» приоткрывает (хотя и в весьма туманной форме) причины, вследствие которых война против СССР не может быть «молниеносной». Газета пишет:

«С самого начала русско-германской воины встали «разнообразные и трудные проблемы».

Что за проблемы, — газета итальянскому народу не сообщает. Мы можем расшифровать то, что фашистская газета замалчивает. «Проблемы», которые встали с самого начала воины против СССР, — это героизм и мощь Красной Армии, единый патриотический порыв всех народов Советского Союза, твердо решивших дать отпор обнаглевшему фашизму, стереть его с лица земли.

Это, действительно, разнообразные и трудные «проблемы», над которыми придется немало поразмыслить как германским нацистским хозяевам так и их итальянским фашистским холопам.

А. СОЛИН.

(«Известия»).