Выступление Бивербрука в Манчестере

ЛОНДОН, 10 ноября. (ТАСС). Как сообщает агентство Рейтер, министр военного снабжения Англии лорд Бивербрук выступил с речью на собрании делегатов советов профсоюзов семи северных графств. В начале своей речи Бивербрук дал высокую оценку могучей армии СССР и выразил уверенность в том, что Россия будет продолжать сопротивление. «Борьба будет длительной, сказал Бивербрук, — и в конечном итоге победителем окажется тот, кто прав».

Затем он рассказал о конференции со Сталиным, в которой он и Берриман участвовали, и указал, что они пришли к соглашению о предоставлении России ежемесячно определенного количества танков, и до сих пор эго обязательство выполняли. Он далее подчеркнул, что в Россию уже послано большое количество сырья, а также пшеница из Канады и сахар из запасов самой Англии.

Октябрь был месяцем нашего торжества, сказал Бивербрук, так как в октябре производство танков и крупных орудий превысило в четыре раза производство в октябре прошлого года. Несмотря на этот огромный прирост, несмотря на все, что вы уже сделали, вы сделали еще недостаточно. Гитлер неоднократно говорил, что он никогда но станет вести войну на два фронта. Вы жe деретесь на двух фронтах — на английском и на русском. Вы должны производить не только все то, что требуется на английском фронте, но сверх этого все то, что мы посылаем в Россию. Продукция в ноябре вдвое превысит сентябрьскую.

Бивербрук напомнил о том, что после Дюнкерка Англия потеряла значительную долю своего алюминия и источник добычи бокситов, из которых производится алюминий, но после этого она реорганизовала импорт алюминия и приобрела новые источники снабжения бокситами в Британской Гвиане и других местах. Русские тоже потеряли свой алюминий, и еще до того, как он отправился в Москву, они дали заявку о своей потребности в алюминии — цифра была громадной. Я позвонил Черчиллю и сказал ему: «Это меня огорчает, так как мы не можем дать им столько алюминия — это громадное количество». Черчилль ответил: «Дайте, идите на риск!» Сталин выказал радость, удовлетворение и облегчение, когда мы ему сказали, что дадим ему столько алюминия, сколько он просит. Казалось, что с его плеч свалилась большая тяжесть. Я сказал ему, что это решение принято дальновидным Черчиллем, и он ответил: «Старый боевой конь!».

Сталин — действительно великий человек, продолжал Бивербрук. Я по понимал языка, на котором он говорит, но я чувствовал его пульсирующую силу Я заявляю вам — русские имеют хорошее руководство, мудрое руководство. Если я умею понимать людей, я верю в руководство этого человека и верю в силу русского сопротивления.

Но не рассчитывайте только на русское сопротивление. Это — не повторение прошлой войны. Мы еще не испытали всех лишений этой войны. Она ударит по каждому и ударит крепко, никто от этого не уйдет. Нам предстоит испытать и выстрадать гораздо больше того, что мы испытали и выстрадали до сих пор. Нам придется завтра нести тяготы, которые Россия несет сегодня.