Герои трудового фронта. Самоотверженность.
Машина была еще на перегоне, когда мастер Черных вызвал к себе Слесаря тов. Дерягина.
— Есть важное дело, Михаил Григорьевич,—обратился он к нему,— посоветоваться хочу с тобой. На паровозе 721-11 оборвало элемент пароперегревателя. Что будем делать? Неужели паровоз придется тушить?
— Тушить?—переспросил Михаил Григорьевич.—На 8 часов паровоз задерживать? Не такое сейчас время.— И. подумав, добавил:
—Посмотреть надо.
...Жарко и душно в дымовой камере. Накалившаяся одежда нестерпимо обжигает тело. Газы спирают дыхание, перед глазами то и дело появляются разноцветные круги.
Осмотрев повреждение, Дерягин, вопреки опасности, решил исправить его на горячем паровозе.
Неумолимы жар и газы. И все же они не поколебали этого маленького, но удивительно отважного и стойкого человека. Когда становилось невмоготу, Михаил Григорьевич выбирался на свежий воздух. Освежившись, снова лез в дымовую камеру.
Раз десять совершал он такие «путешествия».
Через 1 час 40 минут машинист поднял пар, и оздоровленный паровоз вернулся на линию.
Уже два раза во время войны, вот так, на горячем паровозе, исправлял тов. Дерягин повреждения. Оба раза машинисты, мастера и рабочие депо в знак своей признательности крепко жали ему руки. Две новые благодарности за трудовые подвиги украсили его трудовую книжку.
Больше десяти лет работает Михаил Григорьевич в Чусовском паровозном депо. Сотни малых и больших дел прошли через его ловкие и умелые руки, и каждое из них он выполнял с любовью, с каким-то особым прилежанием, присущим неутомимым труженикам. В этих крепких рабочих руках дело всегда спорилось. Особенно же спорится оно сейчас, в дни великой отечественной войны.
Еще полгода назад в Чусовском паровозном депо работали четыре слесаря-гарнитурщика. Сейчас остался один Дерягин Тем не менее, он успешно справляется с делом, значительно большим по объему, чем прежде. Гарнитура, вышедшая из-под рук Михаила Григорьевича, безотказно служит от одного подъемочного ремонта до другого.
Недавно паровоз 719-98 был выпущен из ремонта на сутки раньше срока. Большая заслуга в этом принадлежала Михаилу Григорьевичу. Сборку гарнитуры в дымовой камере Михаил Григорьевич выполнил за полторы смены вместо трех.
— Иначе и быть не может,—говорит он,—в военное время трудиться надо по-военному.
* * *
Подлинным стахановцем военного времени является и другой слесарь Чусовского депо Павел Степанович Мамаев.
Однажды по вине механического цеха несколько задержался ремонт паровоза 711-19. По адресу коллектива механического посыпались упреки.
Однако, упреками делу не поможешь. Важней в таких случаях взаимная выручка, помощь.
— Ничего, нагоним на сборке крейцкопфов и поршней,—заявил слесарь Мамаев
Строго спланировав свое рабочее время и хорошенько подготовившись к выполнению этого задания, Мамаев справился с ним в четыре раза быстрее, чем было намечено по плану. Упущенное наверстали. Паровоз своевременно вышел из ремонта.
В подъемочном цехе у мастера Долгих на выпиловке и установке параллелей, на ремонте и сборке поршней и крейцкопфов работало двое— Мамаев и Онучин. В конце июля Онучина перевели на паровоз помощником машиниста. Мастер сказал Павлу Степановичу, что он останется один, а работать должен за двоих.
За двоих, так за двоих. Опытный слесарь не боялся трудностей. Правда, в первые дни было действительно тяжело. Но в этой борьбе с трудностями родился новый стахановский опыт, опыт военного времени. Мамаев перестроил свой труд с таким расчетом, чтобы каждая минута была использована с наибольшей пользой. И выработка поднялась у него до 350— 400 процентов.
...В депо пришел па ремонт очередной паровоз. Павел Степанович уже заранее, не дожидаясь указаний мастера, осматривает объект своей работы, определяет, что следует заменить и что можно подремонтировать. Заранее заявляет мастерам Хохрякову или Долгих, сколько и каких деталей потребуется. В боевой порядок приводится инструмент.
Сколько драгоценных минут Павел Степанович выкраивает на этом предварительном осмотре.
А сколько тысяч рублей сэкономил он государству, благодаря своей заботливости, рачительности. Например, легче заказать бы новую деталь, чем исправить, подогнать старую. Но у Мамаева на этот счет есть свои правила и законы.
На машине 725-24 нужно было сменить секционно-поршневые кольца. Так было записано в плане ремонта. Однако, можно ли сменить, не удостоверившись до конца в необходимости этого.
Павел Степанович тщательно очистил кольца от нагара, внимательно проверил, промерил каждое и нашел их пригодными для дальнейшей эксплуатации. На одной этой мелочи он сэкономил больше 100 руб. Так подходит он к каждой детали. Забита резьба у винта—нарежет новую, стерлись грани у гайки—заправит. Все это делается в интересах государства, в интересах фронта.
Павел Степанович хорошо знает, что каждый сэкономленный им килограмм металла, каждый рубль пойдет на оборону, на разгром врага, на ускорение нашей победы
М. КРАВЧЕНКО.
Ст. Чусовская.