Вечернее сообщение 17 ноября

В течение 17 ноября наши войска вели бои с противником на всех фронтах. Особенно ожесточенные бои происходили на Калининском и на одном из участков Юго-Западного фронта.

За 16 ноября уничтожен 21 немецкий самолет. Наши потери—6 самолетов.

За 16 ноября под Москвой сбито не 3 немецких самолета, как указывалось ранее, а 11 немецких самолетов.

***

За 16 ноября нашей авиацией уничтожено 60 немецких танков, до 250 автомашин с пехотой и военными грузами, более 150 повозок, 14 полевых орудий, 3 автоцистерны с горючим и истреблено до двух пехотных полков противника.

***

Летчики авиачасти тов. Вершинина, действующей на Южном фронте с 6 по 16 ноября, уничтожили 853 вражеских автомашины с пехотой и боеприпасами, 72 танка, 12 бронемашин, 26 орудий различных калибров, 20 зенитных пулеметов и истребили около 6 тысяч вражеских солдат и офицеров. В воздушных боях за 10 дней летчики сбили 16 немецких самолетов и 19 самолетов уничтожили на аэродромах противника.

***

На одном из участков Калининского направления фронта наши разведчики обнаружили в тылу у врага 20 трупов немецких солдат. Как выяснилось из показаний пленных эти немецкие солдаты были расстреляны за отказ идти в наступление. Захваченные в плен фашисты сообщают, что в течение месяца из 253 и 102 пехотной дивизии дезертировало свыше 250 солдат. Недавно всем частям был зачитан приказ германского командования. В приказе говорилось, что каждый солдат, отставший от своей части по какой бы то ни было причине, будет считаться дезертиром и при поимке расстреливаться. Солдат 235 пехотного полка Роберт Шрайбер заявил, что 8 ноября из его полка дезертировало 12 солдат. Ефрейтор 91 пехотного полка Отто Курц подтвердил, что из его роты за три дня ноября дезертировало 8 солдат и 2 унтер-офицера. Пленный ефрейтор 3 пехотного полка Иоганн Гросс рассказал, что огромные потери, которые несет германская армия на Западном фронте, а также наступившие холода надломили боевой дух многих солдат.

***

Немецко-фашистские мерзавцы продолжают насилия и издевательства над мирным населением городов и деревень Белоруссии. Отряд немецких солдат, прибывший в селение Костюковка, отнял у крестьян все имущество, оставшееся после грабежей побывавших здесь ранее фашистов. Крестьянка Дригулина Ксения попросила немецкого офицера оставить белье ее четырех детей. Озверевший фашист избил женщину, а затем застрелил ее. Всех четверых детей Дригулиной немецкие солдаты бросили в погреб и закидали землей. В деревне Нерки фашисты изнасиловали и замучили насмерть крестьянок Жигалову, Серикову и Урупину. В деревне Холмы фашистские изверги зверски замучили шесть 15-летних девушек. В городе Ельске фашисты посадили на баржу и вывезли на середину реки Припяти 500 местных жителей. Пять дней заключенным не давали пищи. Затем немецкие солдаты затопили баржу вместе с находившимися в ней людьми.

***

Продовольственное положение в Германии непрерывно ухудшается. В городах почти невозможно достать мяса, масла, картошки. Население Дрездена в первых числах ноября получало только по 200 граммов хлеба из смеси отрубей и картофельной кожуры. Огромные очереди у продовольственных магазинов выстраиваются с вечера. Очень часто продавцы магазинов встречают голодных женщин стандартной фразой: «Сегодня базы не доставили продуктов». За 10 дней ноября в Дрездене толпы голодных людей разгромили около 10 продуктовых и промтоварных магазинов.