РОДИНА В ПОЭЗИИ НАРОДОВ СССР
Народ бессмертен, и творческие силы его неиссякаемы. В самые мрачные эпохи, когда под свинцовым могильным гнетом реакции казалось цепенела вся жизнь, народ продолжал бороться и творить. Раздавленные царским самодержавием певцы угнетенных народов пели о горе народном.
«Песни рождались в аулах степных,
Песни истерзанной рабством страны.
Песни в столетьях ползли, как пески,
Песни печали, нужды и тоски...
Семьдесят лет я сквозь слезы пел,
В юртах дырявых, в голодной
толпе».
Века подневольной каторжной жизни не убили в народе его неиссякаемую творческую силу, не сломили в нем его оптимизм. Мужественный дух народа, его горячее сердце, его высокие чувства росли в неустанной борьбе с угнетателями.
Под руководством партии Ленина и Сталина двадцать пятый год творит народ нашей современности свою историю. В героическом фольклоре нашего народа нет такого поэтического отклика на величайшие события нашей современности, в котором не содержался бы душевный отзыв на роль того, кто является вдохновителем и организатором побед социализма.
В широко известном стихотворении «Великий сталинский закон» Джамбул славит Сталинскую Конституцию.
«Слушай, Кастек. Каскелен, Каракон,
Я славлю великий советский закон,
Закон, по которому радость приходит,
Закон, по которому день плодородит,
Закон, по которому сердце поет,
Закон, по которому служит природа
Во славу и честь трудового народа...
Закон, по которому все мы равны,
В созвездии братских республик
страны».
Горячая любовь к великому творцу новой Конституции, отцу и другу народов товарищу Сталину, к мудрой партии Ленина—Сталина особенно ярко звучит в потоке народной поэзии, посвященной выборам в высшие верховные органы страны.
Народные поэтические произведения со всей могучей страстью выражают любовь и преданность Ленину и Сталину, народную гордость победоносным строительством социализма в СССР.
«Когда, на родину смотрю я,
Мой чистый взор наполнен счастьем,
Смотрю, не в силах насмотреться,
Величием жизни потрясен.
И нет предела изобилью,
И мало слов, чтоб вылить радость,
Тогда произношу я — Сталин,
И в этом выражаю все».
Так поется в узбекской песне о родине, о Сталине. Те же мысли вдохновляли тюркского ашуга Уссейна Базил Ганлы из Тауза.
«Вся страна превратилась в сад,
Расцветает в ней стар и млад,
Кто растил этот дивный сад?
Садовник-большевик Сталин.
Слышишь сердца большого стук?
То бурильщик, рыбак. пастух,
То боец на своем посту
Славят гордое имя Сталин.
Видишь лес миллионов рук?
Это летчик, шахтер, ашуг
В неприступный сплотились круг,
Охраняя тебя, Сталин!»
Славя солнечную жизнь в дружной многонациональной советской семье, выражая глубокую любовь и преданность партии Ленина—Сталина, певцы возрожденных народов дают себе ясный отчет в том, что враги готовы напасть на нас, что враги посылают к нам шпионов, диверсантов, убийц, всякую фашистскую нечисть. Народы СССР готовы отстаивать до последней капли крови завоеванную в суровых боях Сталинскую Конституцию, защищать неприкосновенность своей великой родины. Острая ненависть к врагам, пытающимся посягать на счастье народов, пронизывает все творчество народов СССР. Об этом заявляет жирши Казахстана Майбет:
«Мою ненависть знает враг,
Она как нож остра...
Моя ненависть велика,
И как горная бьет река».
В песнях и стихах народ говорит о своей готовности встать на защиту родины. В грузинской песне «Орел», посвященной Сталину, поется о сокрушительном разгроме врагов:
«Ты дал возможность видеть нам
Сиянье радостного света.
И пусть враги дерзнут напасть,—
Мы не заставим ждать ответа
Они трусливо побегут —
Мы дать отпор всегда сумеем,
И словно пыль, и словно сор
По всем дорогам их развеем».
Творчество народов СССР глубоко пронизано идеями и чувствами советского патриотизма. Оно ярко свидетельствует о том, что освобожденный народ до последней капли крови готов служить делу Ленина—Сталина, что народ готов с оружием в руках защищать свою родину. Джамбул заверяет вождя народов, что и его родной Казахстан готов грудью защищать советскую землю, на которой расцвело счастье народов.
«Казахстан на восточных границах
лежит,
Мы с винтовкой в руках бережем
рубежи,
Мы клянемся тебе, человечества
друг,
Что не выпустим ружей из рук».
На защиту родной земли от злобного и коварного фашизма поднялся весь советский народ. Родина — наша советская земля — вспоила, вскормила каждого из нас, дала нам права гражданина, подняла и овеяла славой, вдохнула в нас достоинство свободного и гордого человека. За родину бьются сегодня, не щадя своей жизни, бойцы и командиры. Летчик, самолет которого объят пламенем, камнем бросается на колонну противника, и телом своей птицы и своим телом наносит последний разящий удар по врагу. Откуда такое изумляющее весь мир презрение к смерти? Такое бесстрашие порождено глубокой любовью советских людей к своей матери-родине. Об этом патриотическом подвиге взволнованно поет поэт Ингушетии Хаджи-Бекир Муталиев:
«Как любящая мать растит родного сына,
И ревностно заботится о нем,
Так ты, о, Родина, меня вскормила,
Лелеяла меня, ласкала и любила,
Всей силою своей, всем сердцем и умом,
Врагов смертельно ненавидеть научила!
Как верный твой и благодарный сын,
Как патриот, поэт и гражданин,
Я за тебя готов принять любую муку,
Отстаивать в бою искусство и науку,
Свободу, честь и счастье тех людей,
Которые живут для родины своей.
Я за тебя готов идти в огонь и в воду!
В огне меня не сжечь, в воде не утопить!
Мой каждый вздох и шаг принадлежит народу,
Которого никто не может победить!
На грозный бой отчизна призывает,
К победам новым партия зовет,
Пусть нашу силу злобный враг узнает,
За родину, товарищи, вперед!»
Чувство народное, художественная мысль наших «былинников речистых» находит свое выражение во всех формах художественного творчества. Вот новый прекрасный сказ мордовской сказительницы-орденоносца Беззубовой:
«Вся страна моя величавая,
Как гора-утес неприступная,
На врагов-зверей поднялась она.
Просчитался враг—нет таких зверей,
Кто бы этот край проглотить бы мог!
Наша Армия, наш советский флот
Вихрем вверх взвинтят зверя-изверга
Бросят сверху вниз с громом- молнией,
В яму черную, в бездну мрачную!»
В дружной семье советских народов, на разных языках, но с одинаковой силой звучат строки, призывающие к борьбе и победе. Лезгинский поэт Агадар Гаджиев пишет:
«Не впервые нам рушить свинцовые горы,
И любую броню разметали мы в прах.
На, земле, на просторах небесных, на море
Будет бит обезумевший враг».
Чудовищные злодеяния фашистских варваров, вторгнувшихся на нашу землю, разрушающих наши села, и города, расстреливающих мирных жителей, вызвали в сердцах советских людей гнев, раскаленный, кипучий, которому нет предела. Великим гневом, вечным проклятием фашизму— кровавому поработителю народов— звучат стихи грузинского поэта Алия Машашвили:
«Хлынем подобно сжигающей лаве
Тла на земле не оставим от нечиста!
Славу прибавим новую к славе
Нашего великана-отечества».
В эти дни каждый поэт, сказитель, певец своим творчеством дает великую клятву верного сына родины. Боевой страстностью, яростью борьбы, гневом советского патриота звучат стихи армянского поэта Ашора Граши:
«Безмятежно мечтать не могу,
Если буря владеет страною!
Я сумею ответить врагу
Меткой пулей, не лирой одною!
Я проверю винтовки затвор,
Позабуду пощаду и жалость,
И стрелять буду, целясь в упор,
Чтоб от гада следов не осталось!»
Так поют в эти великие исторические дни песенники нашей страны русские, грузины, татары, ингуши, азербайджанцы. Их устами говорят народы Советского Союза:
«В битву, товарищи, в битву!
Братья — народы, сплотитесь!
Каждый вставай за отчизну
Грудью, как сказочный витязь!»
Нет такой силы на свете, которая могла бы сломить советских людей, познавших радость свободного труда, радость дружбы народов, радость свободы и независимости. Они борются и будут бороться за свою родину, за свой очаг, за свою честь и независимость, за свои семьи до последнего вздоха, до тех пор, пока бьется горячее сердце советского человека.
РИНА РУБИН — кандидат философских наук.