Куединские льноводы
— А Камал еще не пришла? — удивился вошедший в комнату председатель колхоза.—Видно, снова что-то придумывает.
Бригадир Суфиянов быстро перелистал бумаги на столе и подал какую-то записку.
— Так и знал,—принимая письмо, сказал председатель.—Всегда у нее какие-то секреты и выдумки. На поле, пишет, ушла.
При последних словах председателя скрипнула дверь и на пороге появилась разрумянившаяся от быстрой ходьбы молодая круглолицая женщина.
— Заждались, поди? А я с девушками подсчитывала, сколько тресты на поле осталось. Много еще...
— Знаем тебя. Уже успела опередить подруг. План какой-то выработала. А я собрал вас всех, чтобы поздравить с успехом. Наши, вот, извещение из района прислали, вам адресованное,—сказал председатель, передавая льноводам письмо.
Вокруг небольшого листа бумаги столпились колхозницы.
«...За перевыполнение плана сдачи семян льна в госпоставки и продажи в закупки вашему колхозу назначена премия-надбавка 68 тысяч рублей. Трудитесь честно, крепите тыл, боритесь за новые победы, как ваши мужья на фронте...».
— Больше, как по две тысячи каждая получит,—говорит одна из колхозниц.
— Это правильно, Сепикай,—говорит Камал Исаева.—Но не только деньги считай, надо думать о том, как дальше работать. Слыхала, что пишут: «Боритесь за новые победы, как ваши мужья на фронте».
— А ведь мы почти все красноармейки,—протиснувшись вперед, сказала звеньевая третьей бригады Зелкия Гурьянова.—Мой муж на фронте, у Исаевой тоже в Действующей Армии, Юрток, Магри—все красноармейки.
А работы еще немало...—задумчиво сказала Камал.—Хотя мы план перевыполнили в четыре раза, у нас еще осталось около 50 центнеров. Вывезти ведь их нужно. Да тресты половина—центнеров 30 есть на поле. Вот о чем разговор.
Председатель колхоза Мели-Ахмет Задияров поднял руку:
— Вчера мы обсуждали письмо московских рабочих о предоктябрьском соревновании. Сегодня в бригадах и звеньях об этом разговор был. Какое ваше решение?
— Наше звено уже выработало обязательства. За тем и в поле ходили. Посмотрели, что и как. С 25 гектаров мы звеном собрали 55 центнеров семян, а вывезли 40. Остальное обязуемся сдать за два дня. Тресты еще будет центнеров 16.
— Не во всех звеньях телеги исправны. Да и у тебя, Камал, подвода на трех колесах ходит.
— Вернее, ходила,—говорит Исаева.—Кузнецы сегодня уже натянули шину, исправили колесо.
Колхозницы зашумели. Как же! Они здесь сидели, ждали ее, а она успела столько хозяйственных дел сделать.
— Да не кричите, и о вас побеспокоилась. Все подводы к утру будут отремонтированы. У бригадиров узнала о поломках и заказ общий дала.
Женщины бросились обнимать находчивую подругу. В суете кто-то зацепил висевшую на стене доску показателей урожая льна 1941 года, и она с треском упала на пол.
— Завтра, товарищи, проставим новые цифры. В среднем льноволокно у нас 80 сантиметров, а у Камал до метра доходит. И об обязательствах напишу,—пообещал председатель.
— Можно и сегодня записать,—внесли предложение колхозницы.
На доске учета появились новые обязательства: «50 центнеров семян льна и 30 центнеров тресты вывезти за два дня вместо трех по плану. До октябрьских праздников завезти на склад все минеральные удобрения, предназначенные под посев льна в 1942 году. Каждому звену собрать за месяц по два центнера золы».
***
Утром рано зажглись огни в избах колхозников артели «Горд-Армия». В шесть часов колхозницы должны были отправиться в первый рейс с семенами на ссыпной пункт, с трестой—на льнозавод.
Первой пришла к амбару Камал. Она с вечера сюда прикатила телегу. Вместе с ней начали грузить на подводы семена и стахановки-льноводы Магри Суфиянова, Сепикай Кушниярова, звеньевые Мингалеева и Гурьянова. В шесть часов семь телег с 28 центнерами семян отправились в путь. Во второй рейс отважные женщины выехали в 12 часов с трестой.
В тот же день на склады колхоза было завезено 30 центнеров суперфосфата и фосфатной муки. Льноводы начали борьбу за урожай 1942 года.
***
Колхоз «Горд-Армия» среди льноводческих колхозов Куединского района в этом году занял первое место. 70 гектаров льна было посеяно по зяби, хорошим предшественникам и в лучшие агротехнические сроки. Уборку колхоз закончил в семь дней. По норме надо было теребить по 0,10 гектара, а 25 колхозниц из 30, занятых на уборке, теребили по 0,12 и 0,15 с гектара. После молотьбы все стебли были тонким слоем разостланы начисто на ровно скошенном лугу. На 200 процентов выполняли нормы на расстиле льна советские патриотки. С’емку урожая звенья также провели в рекордно-короткий срок—за два дня.
Большевистскими делами знаменуют дни великой отечественной войны и льноводы других колхозов. Ежедневно в райзо поступают сводки об окончании уборки урожая, о расстиле и с’емке льна. Полностью выполнили эти работы колхозы «Красный маяк», «Горд-Урал», «Красный Октябрь» и другие. Куединские льноводы с честью выполняют свой священный долг перед советской страной.
Ф. БУТЧЕНКО.