Речь кандидата филологических наук доцента Молотовского пединститута тов. Ефимова
На западе - огненное зарево пожарища, горы трупов, потоки крови. Горизонт заслонила черная туча фашистской чумы.
Черепами своих солдат Гитлер мостит себе дорогу на восток, начав пять месяцев назад самую кровавую, безумную и безнадежную для него войну.
В такое время особенно сильно звучит каждое слово нашего вождя, великого и бесстрашного полководца нашего времени—Сталина.
Сталин поднял наш народ-богатырь, народ, который видал виды и который еще тысячу лет тому назад, смело глядя в лицо смерти, говаривал: «Не посрамим земли Русской! Ляжем, братие, костьми—мертвые, бо сраму не имут».
Лучше умереть в борьбе, чем о жить в слезах—таковы славные традиции наших предков. Ночной разбойник слишком размахнулся... и жестоко просчитался. Бешеная коричневая собака обломала себе зубы, истекает кровью и, поджав хвост, дико воет от холода, голода и уничтожающих ударов нашей армии. Похоронный звон раздается уже в стане врага.
Но вечные времена стояла, славилась и будет славиться наша родина!
Не перевелись, а умножились на ней под теплыми лучами Сталинской Конституции чудо-богатыри. Сегодня сидит здесь, в зале, скромный вагоновожатьй, токарь, студент, парикмахер,—завтра на фронте он проявляет чудеса храбрости, завтра он умножает подвиги и славу народа. Война родит героев. И особенно такая война, какую ведем мы— великая, освободительная, отечественная!
Студент нашего пединститута Аксенов, добровольцем ушедший на фронт лишь в одном штыковом бою уничтожил 18 фашистов, причем с многими он расправлялся по старорусской привычке так: на штык, кверху, вокруг головы пропеллером и через себя! (Бурные аплодисменты).
Вот такова наша молодежь.
Не может быть, чтобы завшивевшие оборванцы, фашистские сопляки поставили на колени наш народ!
Не может быть, чтобы они оскверняли святыни нашей культуры, топтали ногами нашу литературу и, кощунствуя, мочились бы у памятников нашей славы, национальной гордости—памятников Ломоносову, Пушкину, Ленину!
Не может быть, чтобы наш родной говор, нал гордый и звучный язык оказался посрамленным, изгнанным, язык, о котором еще Ломоносов говорил, что он преимуществует над европейскими.
Не простят нам ваши дети и внуки бездеятельности. И наоборот— храбрым будут петь славу, славить могучее племя, которое вдохновлялось такими мужественными образами великих полководцев, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, и которое под победными знаменами Ленина, руководимое великим Сталиным, билось не на жизнь, а на смерть.
Сталин призывает нас быть достойными великой освободительной миссии. Каждый на своем посту должен словом и делом отвечать ему, потому что родина дала нам многое.
Мой отец, крестьянский мальчик, сирота, прилагал массу усилий для того, чтобы «выйти в люди», стать агрономом. Он покупал литературу, самоучители иностранных языков, проводил за ними бессонные ночи. Но кончилось все это печально: туберкулез безжалостно скосил его.
Меня же родина с материнской заботой устроила в интернат, приветливо открыла мне двери школы, вуза, аспирантуры. Сейчас я—научный работник заведующий кафедрой русского языка, кандидат филологических наук. Имею 9 печатных работ.
За все это я готов заплатить дорогой ценой, ценой трудов, крови, а если понадобится—жизни!
Сейчас во всевобуче я помощник командира взвода научных работников. Провожу со взводом занятия, стараясь организовать их так, чтобы боец был отлично подготовлен к современным условиям боя; умел бы уничтожать врага.
Пройдут годы... Но никогда не забудутся славные дела наших дней и подвиги, которые совершало могучее и лихое сталинское племя во имя родины, ее свободы и счастья.
Пусть же вечные времена стоит и славится наша земля, ее народ и великий полководец Сталин! (Бурные аплодисменты).