„В БУРЮ“

В театре оперы и балета им. С. М. Кирова

Опера «В бурю» Хренникова, написанная по либретто Н. Вирты и А. Файко,—одно из последних и, при том, очень значительное произведение советского оперного искусства. Либретто, написанное по роману Вирты «Одиночество», дало возможность композитору поставить и удачно разрешить ряд глубоких задач.

Народ ищет правду, правду общественную, правду личную, и он находит ее у большевиков, у Ленина. Встреча с Лениным (в 5 картине) одного из главных героев оперы старика-крестьянина Фрола является высшей точкой оперы и в драматургическом, и в музыкальном отношении. Поиски народом большой жизненной правды и составляют основную идею оперы. Одно лишь появление в пятой картине Ленина (в роли которого выступает С. М. Рахманин) вызывает бурю восторгов зрительного зала.

Действие оперы происходит двадцать лет назад, в Тамбовской губернии, где вспыхнуло тогда кулацко-бандитское восстание Антонова. Одним из вдохновителей восстания является кулак Сторожев. Два брата Листрат и Ленька оказываются в разных лагерях. Коммунист Листрат—руководитель партизанского отряда, Ленька—вестовой Антонова. Но сила фактов, сила убеждения коммуниста Листрата, переламывают мировоззрение Леньки, и он уходит к партизанам. Старик-крестьянин Фрол колеблется, не знает, с кем итти, мучительно ищет правду и находит ее только у Ленина, к которому он пришел пешком из своей Тамбовской губернии. От Ленина он уходит глубоко убежденный в правоте большевиков. И гибнет потом в глухом лесу от мерзкой руки антоновцев, как ярый защитник большевистской правды. Сильно и хорошо связана с общим сюжетом и лирическая линия—любовь Леньки и дочери Фрола Натальи.

Самые разнообразные музыкальные средства применяет композитор для разрешения поставленных перед собой задач. Широко пользуясь речитативами, он в то же время прекрасно владеет мелодическим даром. Он широко пользуется приемом народной песни, вводит частушку, а то и элементы городского «жестокого романса». Наряду с этим в опере много интересных симфонических мест. Особенно удачны народный хор-плач в третьей картине, хоровая песня о земле в последнем действии, песня без слов Леньки, Листрата и их матери Аксиньи во второй картине, ария Натальи в четвертой картине («Одна, одна, и день, и ночь одна»), песня Леньки в этой же картине, речитатив-ария кулака Сторожева в шестой картине («Идут с севера люди, идут из Москвы люди»), рисующая обреченность врагов Советской власти.

Наиболее сильными в опере являются вторая (в избе у Аксиньи) и четвертая (у Натальи) картины и арии Аксиньи и Натальи в этих картинах. Самые яркие музыкально—образы Леньки, Натальи, Аксиньи, Сторожева, для характеристики жестокости и обреченности которого у композитора нашлось много убедительных красок.

Две совсем разные натуры, два почти полярных характера—сосредоточенный, серьезный, убежденный, волевой Листрат и человек порыва, случайно захваченный волной антоновщины, но хороший, душевный парень Ленька—два этих образа оперы прекрасно воплощаются Г. Н. Орловым и Г. М. Нэлеппом.

Преодолевая известную схематичность образа Листрата из либретто и, может быть, поэтому же и некоторую схематичность музыкальной характеристики, Орлов яркими чертами и искренне рисует характер волевого партизана. Ленька в прекрасном вокальном и актерском исполнении Нэлеппа великолепен. П. М. Журавленко создает убедительный образ русского крестьянина Фрола. Сильно и грозно поет он в 3 картине, обращаясь к антоновцам: «Нет, правды нет у вас, Листрат был прав, как видно...». Глубоко прочувствованно поет партию Натальи О. К. Кашеварова. Очень хорошо выражает она скорбь, раздумье о предстоящей, как ей кажется, горькой судьбе покинутой девушки в арии 4 картины после чрезвычайно мелодичного, глубоко лирического оркестрового вступления и хора без слов. С большой задушевностью поет О. Ф. Мшанская партию старухи-матери Аксиньи. Ярко дан жестокий враг, враг до конца, умный и коварный, злой и отвратительный Сторожев в исполнении Б. М. Фрейдкова. Не преодолевают схематичности образов Антонова и Косовой Б. М. Календарев и А. Ф. Маньковская.

Очень хорошо звучит оркестр (дирижер О. М. Брон). Замечательно исполняется музыка четвертой картины, наиболее цельной, захватывающей и сильной в музыкальном отношении во всей опере. С большой силой и под’емом играет оркестр в пятой картине, в приемной у Ленина. Изредка, однако, чувствуется слишком большая резкость звучания медных инструментов. Очень хорошо исполняются хоры.

Постановка Л. В. Баратова подчеркивает социальные и личные, переплетающиеся друг с другом мотивы, руководящие действующими лицами оперы. Хорошо сделаны массовые сцены. Запоминается сцена ухода из села партизан во главе с Листратом. Мысль слушателя спектакля невольно обращается к сегодняшним дням, к борьбе партизан в нынешней великой отечественной войне Спектакль зовет к стойкости, к концентрации воли и сил, к упорной борьбе с врагом, как бы жесток и силен он ни был, вселяет уверенность в победе нашего правого дела.

С. ГИНЦ.