Речь Уэллеса на пан-американской конференции

ВАШИНГТОН, 19 января. (ТАСС). Государственный департамент США опубликовал речь главы американской делегации на пан-американской конференции в Рио-де-Жанейро Уэллеса. «Правительство США,—заявил Уэллес,—никогда не закрывало глаза на конечные цели гитлеризма. Оно давно уже поняло, что Гитлер разработал планы завоевания всего мира. Эти планы преступного безумца были задуманы еще до того, как он захватил власть в Германии. Они выполнялись шаг за шагом, вначале при помощи преступного обмана, а затем при помощи огня и меча. Никакие злодеяния не были слишком чудовищными для него. Никакую гнусность он н считал слишком низкой».

Уэллес далее отметил, что в прежние годы президент США «с ведома и одобрения остальных американских стран неоднократно предпринимал все возможные попытки при помощи горячих обращений и справедливых предложений предотвратить окончательную катастрофу». США извлекли горький урок из событий 1936-41гг. Они узнали из трагического опыта других, что все те нормы международной благопристойности и международного права, на которых покоились надежды уважающих закон миролюбивых стран, были полностью отвергнуты Гитлером и его бесчестными приспешниками. Именно поэтому, заявил Уэллес, американский народ полон решимости защищать свою страну и охранять безопасность всего американского континента. Он также преисполнен решимости в любой форме помогать той доблестной группировке стран, которые в трудных условиях продолжали защищать свою свободу. «Из извлеченного нами урока мы ясно поняли, что защита этими народами своей независимости является в то же время защитой нашей независимости, а тажже независимости всего Западного полушария».

В июне прошлого года, заявил далее Уэллес, Гитлер, опьяненный легкими победами, достигнутыми в других частях Европы, вероломно напал на Советский Союз, с которым он незадолго до этого заключил договор о ненападении.

Уэллес остановился затем на политике Японии и указал, что тройственный пакт, заключенный много месяцев тому назад между Германией, Италией и Японией, «превратил Японию в послушное орудие Гитлера». Это соглашение «не встретило поддержки со стороны некоторых элементов в Японии, ясно предвидевших, что если японское правительство решится вступить на путь авантюр, которые приведут его к столкновению с всеми другими державами, непосредственно заинтересованными в западной части Тихого океана, то Япония в конечном счете будет уничтожена. Эти элементы также понимали, что если даже державы оси окажутся победителями, то Гитлер при удобном случае отнимет у Японии ее добычу. «Японская военщина»,—сказал Уэллес,—«по указке своих немецких хозяев, применяя те же методы обмана и предательства, при помощи которых Гитлер осквернил цивилизованное человечество, в то время, когда происходили мирные переговоры в Вашингтоне, неожиданно напала на страну, дружественно настроенную в отношении Японии и всеми честными методами пытавшуюся найти основу для установления справедливого и длительного мира на Тихом океане. Несколько дней спустя Германия и ее приспешники объявили войну Соединенным Штатам. Таким образом, некоторым из нас на американском континенте была навязана война.

Твердая уверенность в том, что наш великий союз суверенных и независимых народов — семья американских народов — может устоять в нынешнем мировом конфликте заключается в нашем единстве перед лицом общей угрозы... Единственная гарантия безопасности нашего континента заключается в полном сотрудничестве между нашими странами в обеспечении общей обороны — в сотрудничестве равных суверенных партнеров как в период агрессии, так и в мирное время».

Мы, продолжал Уэллес, не забываем об опыте последних двух лет. «Если бы уважающие закон миролюбивые страны Европы выступили совместно еще тогда, когда угроза гитлеризма только начинала вырисовываться, Гитлер никогда не решился бы вступить на свой преступный путь. А так как эти страны, вместо того, чтобы объединиться, допустили изоляцию их друг от друга и возложили все свои надежды на собственный нейтралитет, Гитлер получил возможность завоевать их по одиночке по мере складывавшихся для него благоприятных обстоятельств».

«12 месяцев тому назад, —продолжал Уэллес, — Гитлер торжественно заверил германский народ, что к концу 1941 года Германия полностью разгромит всех своих врагов и обеспечит величайшую победу всех времен. 3 октября 1941 г. Гитлер поклялся своему народу, что до наступления нового 1942 года Россия будет разгромлена, и «никогда не воспрянет вновь». А каковы же факты? Германские армии в настоящее время отступают с русской территории, разгромленные и рассеянные великолепным наступлением русских армий... Германский народ сейчас видит сам всю ложь обещаний, данных ему злобствующим шарлатаном, который правит им. Моральное состояние германского народа все более ухудшается».

Далее Уэллес заявил, что англичане решительно разгромили силы держав оси в Ливии. В Атлантическом океане американские и английские караваны совершают свои рейсы в условиях все большей безопасности. Уэллес остановился затем на положении на Дальнем Востоке. Он указал, что США и Англия потерпели на первых порах неудачи. Однако контроль на Тихом океане находится в руках союзных флотов. В настоящее время США усиливают темпы военного производства в соответствии с программой Рузвельта, предусматривающей огромное расширение производства самолетов, танков и другого вооружения, а также увеличение американских вооруженных сил.

Уэллес подчеркнул, что США после нападения на них держав оси воздержались от каких-либо предложений и требований по отношению к другим американским странам. «Каждая американская страна сама определит свою политику в нынешней мировой борьбе, однако, США уверены, что все американские страны в соответствий с пан-американскими обязательствами не позволят агентам держав оси использовать американскую территорию для заговора против тех республик, которые ведут борьбу за свою свободу и свободу всего континента». Уэллес указал, что имеются факты, доказывающие подрывную деятельность дипломатических представителей держав оси в латино-американских странах, «присутствие и впредь этих агентов держав оси в Западном полушарии составляет прямую угрозу национальной обороне республик, участвующих в войне». Лозунг «классического нейтралитета» в узком смысле, сказал Уэллес, больше не может быть идеалом для свободолюбивых народов американского континента.

«Наша преданность общему делу защиты Нового Света от агрессии,— указал Уэллес, — не предполагает обязательного вступления в войну. Но она подразумевает принятие всех мер сотрудничества между нами, какие содействуют великой цели сохранения американских стран свободными». Уэллес указал также, что ведение войны и оборона полушария требуют принятия экономических мер против агрессивных стран и все большего увеличения производства вооружений и основных стратегических материалов.