Утреннее сообщение 20 октября
В течение ночи на 20 октября наши войска продолжали вести бои на всем фронте. Особенно напряженные бои шли на Можайском и Малоярославецком направлениях.
***
Наша часть, действующая на одном из участков Калининского направления, за один день 18 октября уничтожила 17 немецких танков, 30 автомашин с боеприпасами и 15 автомашин с фашистской пехотой. На другом участке Калининского направления за 18 октября уничтожено около 300 немецких автомашин, из них более 200 автомашин с пехотой и около 100 машин с горючим и боеприпасами.
***
На одном из участков Брянского направления фронта за 18 октября уничтожено более 100 немецких автомашин с вражеской пехотой, 8 танков, разгромлен штаб кавполка и захвачено большое количество боеприпасов. Одна наша часть в ожесточенном сражении с фашистами уничтожила и захватила более 70 орудий разных калибров.
***
С каждым днем становится все более напряженным положение в оккупированной и разграбленной немцами Чехословакии. Чехословацкий народ самыми различными путями выражает свой протест против хозяйничания гитлеровского зверья в Чехословакии. На заводах все чаще наблюдаются акты саботажа рабочих и служащих. Население игнорирует книги фашистских журналистов и писателей. В городах и селах появляются листовки и брошюры, содержащие резкую критику фашизма, призывающие чехословацкий народ об’единиться для борьбы с гитлеризмом. На антифашистское движение в стране гитлеровцы отвечают жесточайшим террором. За две недели по официальным данным палач Гейдрих казнил 255 чехословацких патриотов. В действительности же немцы казнили за это время около тысячи чехов и словаков. Казни патриотов продолжаются. 16 и 17 октября казнено еще 12 человек и 40 арестовано гестапо.
***
Документы, найденные у убитых и пленных румынских солдат и офицеров, свидетельствуют о росте недовольства и упадочном настроении в румынских войсках. Приводим некоторые выдержки из письма убитого румынского солдата Дака Николаа: «Сегодня я не утерпел и с’ел неприкосновенный запас. Я был строго наказан за это: 44 удара по спине. Ежечасно и ежеминутно мы ощущаем ужасы войны. Мы терпим целыми днями голод и влачим тяжелую жизнь. Многих моих друзей уже нет в живых. Не могу забыть, как Ион Танасеску—командир второго взвода упал в пяти метрах от меня. Я провел этот день в ужасном страхе. Питание мое за весь сегодняшний день: поллитра воды. Все солдаты надеются, что война скоро кончится. Если этого не будет, то солдаты не выдержат». В дневнике румынского солдата обозной роты содержатся такие записи: «Вечером подвозили снаряды на передовую линию. Когда я доехал до командира взвода, начался ожесточенный артиллерийский обстрел. Снаряды сеяли смерть среди наших солдат. Волнами проносились русские самолеты над нашими мотомехчастями. Наши потери от русской авиации и артиллерии очень большие. В обозе или на передовой линии — везде каждую минуту ожидает смерть. А за что мы воюем? Никак не пойму. Я завидую всем раненым солдатам, которые отправлены в тыл. Я был бы рад, если бы меня ранили или изувечили, лишь бы домой».