Изменить график отбойки угля

Е. М. Микрюков — отбойщик угля шахты имени Сталина

Какую бы работу ни выполнял в эти дни горняк, он стремится сделать ее быстро, качественно, по-военному. Это видно хотя бы на примерах нашей шахты. До начала отечественной войны у нас было всего 5—6 стахановских скоростных бригад. Сейчас их десятки.

В ответ на призыв товарища Сталина о более действенной помощи фронту на шахте появились, так называемые, фронтовые бригады. Имена вожаков этих бригад тт. Кудрявцева, Заварухина, Чиркова, Алексеева, Толстопятых и Киселева знает весь район. Предусматривая каждую мелочь, не допуская напрасной траты рабочего времени, горняки фронтовых бригад выполняют свои сменные задания на 190—200 процентов.

В числе передовиков угледобычи находятся и люди моей бригады. Работать по-военному они стали с первых же дней отечественной войны. В 1941 году мы выполнили около двух годовых норм. По-стахановски начали работать и в 1942 г. Производительность наших шахтеров за время войны намного возросла. Однако, резервы для увеличения угледобычи даже в действующих забоях у нас огромные.

Я считаю, что на нашей шахте имени Сталина следует изменить график отбойки угля. Необходимость этого я подтверждаю следующими соображениями. В начале 1941 года в Кизеле впервые заговорили об организации скоростной отбойки угля по методу знатного донецкого забойщика Павла Сытенко. Я хоть еще и молодой забойщик, однако сразу понял, что речь идет о большом и очень нужном деле. Через два дня я работал уже по-новому.

Моя бригада в то время состояла из 4-х человек. В забой мы спускались все одновременно. Сразу же занимали свои места. Один из нас выделялся на откатку угля. Второй — на заготовку крепежного леса. Двое других сразу же приступали к отбойке угля отбойными молотками. Проходило два-три часа. За это время мы успевали сгонять 10—15-метровую ленту угля, и я говорил своему напарнику:

— Можно приступать и к креплению забоя.

Он откладывал отбойный молоток и вместе с заготовщиком крепежного леса приступал к установке крепи. Я же, как бригадир и основной отбойщик, продолжал свое дело, т. е. отбивал уголь. Четвертый член чашей бригады во это время нажимал на откатку. В результате такой дружной коллективной работы мы выдавали уголь действительно по-новому, по-скоростному. В течение семи часов мы выдавали из забоя по 90-100 тонн угля.

Работая коллективно, наша бригада стремилась не только отбить побольше угля, но и вовремя доставить крепежный лес и скрепить забой. Все это делалось в точном соответствии с графиком. Сменные нормы каждый из нас выполнял на 250—300 процентов.

Однако, за последние месяцы внимание к методу Павла Сытенко на шахте почему-то ослабло. Теперь моя бригада состоит уже из семи человек. В забое они расставляются следующим порядком. Один производит откатку угля. Трое занимаются отбойкой и трое последних производят крепление забоя. При такой системе работы часто бывает, что крепильщики не успевают вовремя заготовить крепежный лес и установить его в забое. В результате этого забойщики, работающие на отбойных молотках, простаивают по 20—30 минут. Или же случается так, что отбойщики из-за плохой подготовки рабочего места не справляются с отбойкой угля. В это время простаивают крепильщики. Оказывается, все дело в том, что и забойщики и крепильщики сейчас работают разрозненно, т.-е. каждый из них стремится выполнить только свою работу. Оплата производится по квалификациям. Это приводит к тому, что хотя бригада и перевыполняет план добычи угля, однако, производительность ее людей еще недостаточно высока. Если при методе Сытенко четыре человека выдавали на-гора 90—100 тонн угля, то сейчас 7 человек бригады выдают на- гора 110—120 тонн.

Необходимо, поэтому, вновь дать дорогу во все наши забои скоростному методу Павла Сытенко. Это даст нам возможность разделить теперешние бригады на две и даже на три бригады, открыть новые забои и намного повысить добычу угля.

Для того, чтобы еще лучше наладить работу бригад в забоях, надо, чтобы крепежный лес доставлялся как можно ближе к забоям. Сейчас же он доставляется обыкновенно только до скреперов. Из-за этого забойщикам и крепильщикам приходится отрываться от своей основной работы и затаскивать крепежный лес в забои.

Сейчас наши шахтеры делают все, чтобы работать только по-военному. Я лично вызываю на соревнование забойщика нашей шахты тов Кирьянова. Основным условием этого соревнования должно быть: полная загрузка отбойного молотка и выполнение не менее двух норм в смену.