Боевой долг советских железнодорожников
Железнодорожный транспорт всегда имел и имеет важнейшее значение для существования и развития такого громадного по размерам своей территории государства, как наше советское государство. Товарищ Сталин учит, что развитие народного хозяйства такого громадного государства невозможно без налаженного железнодорожного транспорта, связывающего и цементирующего в одно хозяйственное целое очаги и центры промышленности с областями и районами сельского хозяйства, дающего им сырье и продовольствие.
В военное время наш транспорт приобрел еще более серьезное значение. На его плечи легла новая, дополнительная ноша: связывать тыл с фронтом. Железнодорожный транспорт должен гармонически сочетать громадные воинские перевозки с обслуживанием всех отраслей народного хозяйства, которые также в эти дни живут и развиваются не сами по себе, а работают на фронт, в к интересах фронта.
Наши железнодорожники с первых же дней отечественной войны с немецкими разбойниками показали себя достойными и славными помощниками Красной Армии. Работники транспорта осуществили большие воинские перевозки, связанные с мобилизацией в ряды Красной Армии. Они осуществили и осуществляют в громадных размерах перевозку людских пополнений, вооружения, боеприпасов, снаряжения и продовольствия для фронта. Буквально под вражеским огнем стойко работали и работают железнодорожники прифронтовых дорог.
Одновременно с большими воинскими перевозками с востока на запад железнодорожникам пришлось осуществлять гигантские перевозки с запада на восток —эвакуировать промышленность и техническую базу сельского хозяйства из районов прифронтовой полосы. Ничего не оставлять врагу! На долю нашего транспорта выпала беспримерная и в истории стран и в истории войн работа по переселению миллионов людей, тысяч заводов с их колоссальным парком оборудования, с их заделом и сырьем на многие сотни километров в глубь страны — на Волгу, на Урал, в Сибирь. Как ни трудно было сделать это, но сделали!
Новый этап в освободительной войне советского народа с немецкими захватчиками— переход наших войск к контрнаступлению на значительной части фронта—означает и новый этап в работе транспорта. Наша армия наступает, очищая родные города и села от немецких оккупантов. На отбитой территории надо быстро восстанавливать транспорт с его многообразным хозяйством — путь, водоснабжение, связь, ремонтные мастерские и т. д. Эвакуация закончена, часть нагрузки на транспорт отпала. Но в то же время перед транспортом встали важнейшие задачи обслуживания народного хозяйства в сложившихся по-новому экономических районах и осуществления перевозок вооружения и боеприпасов из этих тыловых районов на фронт.
Промышленность размешена по-новому, стало быть, возникают и новые грузопотоки. Старые, десятилетиями складывавшиеся связи между железнодорожным транспортом и промышленностью должны быть быстро заменены новыми крепкими связями в соответствии с новым расположением промышленных центров и очагов. Теперь надо, чтобы по всей сети железных дорог, по всем кровеносным сосудам народного хозяйства шла нормальная циркуляция. Вовремя доставить топливо к металлургическим заводам и электрическим станциям, металл — к заводам машиностроения, машины, вооружение, боеприпасы — на фронт, хлеб, мясо и другие продукты из сельскохозяйственных районов — к городам и опять же к фронту—вот без чего невозможно успешное снабжение Красной Армии всем ей необходимым.
Нельзя сказать, что все железные дороги как следует обслуживают промышленность. Кое-где еще работники железнодорожного транспорта живут вчерашним днем, днем эвакуации. На таких порогах живут толкачеством, штопаньем дыр. Не успеют ликвидировать одну пробку, как образуется другая. Надо решительнее бороться за плановую работу на транспорте, использовать все его резервы, всю инициативу и сметку железнодорожников — для ускоренного продвижения поездов, для более четкого обслуживания тыла, для еще более лучшего обслуживания фронта!
Есть ли для этого возможности у наших железнодорожников? Безусловно, есть. Они обладают большой техникой, опытными кадрами партийных и непартийных большевиков, прекрасными патриотами советской родины, не жалеющими сил и не щадящими самой жизни для дела победы над врагом.
Сколько инициативы, изобретательности, находчивости проявляют в суровые военные дни лучшие люди транспорта! Одни находят возможным собственными силами, не загружая промышленность, изготовлять оборудование, инструмент, запасные засти; другие берутся за строительство бронепоездов; третьи строят поезда-бани для бойцов Красной Армии; четвертые выискивают всяческие возможности ускорения движения поездов, лучшего использования паровозов и вагонов, быстрейшего и в то же время доброкачественного ремонта подвижного состава, увеличения весовых норм поездов.
Ценнейшим оборонным резервом транспорта оказались лунинские методы. Новосибирский машинист Николай Лунин открыл новые пути в эксплуатации паровоза. Открытие оказалось простым, но оно дало новые мощные резервы в использования паровозного хозяйства. Лунин и его последователи, в совершенстве овладев своей основной профессией машинистов, освоили специальности слесарей. Лунинцы, как зеницу ока, берегут локомотив, удлиняют срок его службы и силами самих паровозных бригад производят значительную часть ремонта паровоза в пути, в оборотном и основном депо. Результат: пробег паровоза между подъемочным ремонтом увеличивается (стало быть, можно обойтись с меньшим числом паровозов), размер ремонтных работ сокращается (стало быть, сохраняется труд ремонтных рабочих и экономятся материалы, запасные части, денежные средства). Олин только Лунин, доведя пробег своего паровоза между промывками до 100 тысяч километров, сэкономил лишь на ремонте свыше 11 тысяч рублей. А какую неоценимую и неподдающуюся учету в рублях пользу родине оказывают лунинцы тем, что их постоянно исправные паровозы быстро доставляют грузы от завода к заводу, из района в район, из тыла к фронту!
Лунинское движение, начавшееся среди паровозников, захватило вагонников, путейцев, эксплуатационников, связистов. Оно, помимо повышения культуры работы транспорта, позволяет в больших размерах экономить металл, лес, топливо, сокращает потребности в рабочей силе, что чрезвычайно важно в военное время. Добившись закрепления лунинских методов в паровозном хозяйстве, внедряя их и в других отраслях хозяйства, командиры и политотделы транспорта добьются повышения качества и увеличения объема работы железных дорог.
Военное время требует особой исполнительности и распорядительности, военной дисциплинированности от каждого работника и особенно от железнодорожника. Четкая, правильная команда, быстрое и добросовестное исполнение — это должно быть присуще каждому работнику транспорта.
Не «зашиваться», находить выход из самого затруднительного положения; по-государственному, а не по-делячески подходить к перевозкам каждого груза; всегда и всюду помнить об интересах фронта, не прятаться за ширмой то «объективных причин», то трудностей войны или трудностей зимы, не пасовать перед ними, а смело и решительно преодолевать их,—этими большевистскими качествами должен обладать каждый железнодорожник и в первую очередь командир, политотделец, активист.
Советские железнодорожники — славный отряд рабочего класса СССР, рука об руку с Красной Армией дерется с врагом. Дальнейшее усиление помощи фронту, образцовая доставка на фронт всего необходимого, четкое обслуживание народного хозяйства, восстановление транспорта в районах, очищаемых от немецких оккупантов,— вот в чем состоит сейчас боевой долг советских железнодорожников.
(Передовая «Правды» за 25 января).