Фронтовые заметки
В местах, где побывали немцы
В середине января этого года я имел возможность побывать на Волоколамском участке Западного фронта
Выехали утром одиннадцатого. Было нас несколько человек - секретарь Свердловского обкома комсомола тов.Харламов, секретар Вологодского обкома комсомола тов.Соколов и писательница Елена Кононенко. Сопровождал нас ст. лейтенант тов.Клименов. С нами ехали секретари Волоколамского и Истринского районов ВЛКСМ, которых вызывал на беседу секретарь ЦК ВЛКСМ тов.Михайлов.
Погода была ясная. Мороз доходил до 30-35 градусов. В пути секретари Истринского и Волоколамского райкомов комсомола рассказали о боевых делах молодежи своих районов, о своих личных делах. Оба они были в партизанах, попадали в плен, но бежали
- Вот мы уже двигаемся по территории, которая была занята немецкими оккупантами.
Здесь картина иная. Вместо населенных пунктов - развалины. Фашисты при отступлении разрушали, сжигали все, что попадало под руку.
В городе Истре мы заметили только несколько уцелевших домов. Вдоль шоссе, по сторонам валяются разбитые танки, автомашины.
Волоколамск. Этот город не сильно разрушен, так как враги очень поспешно откатились на запад. Осмотрели помещение средней школы. В ней погибло 160 раненых красноармейцев.
Фашисты обнесли эту школу колючей проволокой, согнали в нее наших раненых бойцов и командиров,а затем подожгли здание. Некоторые бойцы выскакивали в окна, но расстреливались автоматчиками.
В райкоме партии состоялась беседа с пионеркой Линой и ее матерью. Лина находилась в том помещении, где допрашивались 8 отважных комсомольцев, повешенных фашистами в Волоколамске, и ныне посмертно награжденных орденом Ленина. Она сидела на печке в углу. Ее не заметили. Весь допрос девочка слышала и видела. Все подробности хорошо помнит.
- Допрашивали их два генерала, были тут офицеры и один переводчик, дело было днем. Приводили их поодиночке. В начале допрашивали юношей, было их шестеро. Задавали им много вопросов, обещали хорошую жизнь, только говорили, чтобы они рассказали о расположении частей Красной Армии. Но никто из них не отвечал на вопросы. Враги ничего не добились. Последними допрашивали двух девушек. Немцы думали, что они смалодушничают. Но девушки, стиснув зубы, не проронили ни звука. Последний вопрос фашистского генерали, обращенный к девушке (она себя назвала "Ниной", в действительности же это была Женя Полтавская), был такой: - Хочешь ты жить?
Девушка ответила спокойно и уверено:
- Жить я, конечно, хочу, но за родину, за Сталина готова умереть!...
Восемь отважных комсомольцев! Всех их вывели на улицу. Нас к ним не подпускали. Прежде чем итти, они расцеловались, пожали друг другу руки и, обнявшись, пошли к площади.
На площади их поставили в ряд. Перед каждым комсомольцем стоял автоматчик. Повернули спиной. Офицер махнул рукой. Раздались выстрелы.
семь комсомольцев упали сразу, а крайний еще стоял и, повернувшись лицом к народу, сказал:
"Не страдайте за нас, родные, бейте фашистов, жгите их проклятых!"
Раздался еще выстрел, и он упал.
Достреливали их в упор, а потом повесили на площади.
Так погибли восемь героев. Память о них будет вечно храниться в сердцах каждого патриота нашей родины.
Беседовали мы еще с некоторыми женщинами и детьми, которые остались в Волоколамске, когда он был занят фашистами. Рассказали нам об издевательствах и грабежах, о кошмарных делах немцев. Население Волоколамска полностью ограблено. Фашистские бандиты увезли с собой даже детские игрушки.
Здесь же нам рассказали такой факт. Сегодня, 11 января, из деревни Спас-Помазкино, что в 12 километрах от Волоколамска, одна женщина-колхозница вместе со своими малолетними детьми, их было четверо: старшей девочке было 10 лет, средней-6, младшей-6 месяцев и мальчику-3 года, - пошла в Волоколамск. Старшая девочка несла на руках 6-месячную сестренку, шла с ней впереди, а мать с остальными несколько позади. Немцы заметили их и открыли огонь. Убили мать. Дети долго обнимали мертвое тело и пакали над ним. У старшей девочки на руках замерзла малютка. Похоронили ее в снегу и двинулись вперед. Фашисты снова открыли по детям огонь. Убили шестилетнюю девочку, а затем и мальчика. Пришла в Волоколамск обмороженная, насмерть перепуганная только старшая девочка....
На другой день с утра мы выехали на передовые позиции, Было известно, что наши части освободили в эту ночь деревню Спас-Помазкино. Отъехав от Волоколамска два или три километра, мы увидели по обе стороны дороги много фашистских трупов и разбитое вооружение. В Спас-Помазкино в штабе гвардейской бригады встретили нас батальонный комиссар, начальник политотдела бригады. Он ознакомил с боевой обстановкой.
Бригада вела бой за освобождение от фашистов смежной деревни, которая находится в километре от штаба. Познакомились с трофеями. В деревне наши войска истребили много фашистских вояк. Валяются они во дворах, на улице у домов. Вид у них жалкий, истощенный, все они грязные и завшивели. Одеты плохо. Шинели летние, да и то не на всех. На многих под френчами понадеваны награбленные фуфайки и женские свитеры. На многих худые ботинки, на головах пилотки или фуфайки. Все, как правило, подвязаны платками да шарфами.
Беседовали мы с бойцами, командирами и политработниками гвардейской бригады. Настроение у всех хорошее. Горят одним желанием-бить и бить враг без передышки. Одеты тепло. Благодарили население нашего тыла за заботу и внимание, за теплую одежду,подарки и письма.
Бойцы рассказали:
- Командование немецкой армии оставляет в населенных пунктах исключительно головорезов из штурмовых отрядов, которые костьми и телом преданы "фюреру". Но, несмотря на "стойкость" гитлеровских бандитов, у большинства солдат немецкой армии настроение подавленное, дисциплина падает: суровые условия русской зимы немцы тяжело переносят. Не случайно немцы боятся выйти на улицу, тем более, оставить деревню.
Мы заверили личный состав гвардейской бригады, что будем работать еще лучше, приложим все силы к тому, чтобы с каждым днем увеличивать выпуск военной продукции, пообещали к XXIV годовщине Красной Армии послать им подарки, поздравительные письма и телеграммы. А затем тепло попрощались, пожелали дельнейших успехов в боевой жизни и двинулись обратно в Москву.
Вновь видели по пути, как население освобожденных районов выходит из лесов, везет на санях спрятанные от фашистских собак вещи,строит землянки и начинает снова жить свободно и радостно.
М.ПОПОВ - секретарь Молотовского обкома ВЛКСМ.