Тщательно проверять качество ремонтируемых тракторов
Перед МТС и совхозами стоит задача подготовить к полевым работам 1942 г. тракторы так, чтобы оно с наименьшей затратой горючего, смазочных материалов и запасных частей. дали наибольшую производительность. В целях своевременного выявления п устранения возможных дефектов нужно производить приемку тракторов из ремонта с обязательной проверкой фактически развиваемой мощности и количества расходуемого горючего
В тех МТС и МТМ, где нет специального оборудования для этой цели, необходимо использовать тормоз Прони, изготовление которого доступно каждой МТС и МТМ. Для колесного трактора СХТЗ этот тормоз состоит из следующих основных частей: 1) заводского тракторного приводного шкива с притянутыми посредством болтов к его торцам флянцами, между которыми в полость шкива при проверке трактора заливается вода; 2) двух деревянных колодок, обхватывающих и зажимающих шкив посредством двух болтов с барашками; 8) рычага, один конец которого скреплен с колодками посредством указанных выше болтов, а другой конец положен на платформу десятичных весов. Пол этот конец рычага на платформу весов неподвижно укрепляется изготовленная из твердого дерева или из углового железа призма.
Определение мощности мотора трактора тормозом Прони осуществляется так: мотору трактора сообщаются нормальные обороты, при которых приводной шкив делает около 625 оборотов в одну минуту. После этого вращающийся шкив постепенно зажимается между колодками, при этом нормальное число оборотов шкива поддерживается соответствующей регулировкой дроссельной заслонка и регулирующей трубки жиклера.
При полностью открытой дроссельной заслонке и достаточно обогащенной смеси, т. е. при максимально возможной отдаваемой мощности, приводной шкив зажимается колодками до предела устойчивой работы мотора, когда шкив должен делать 625 оборотов в одну минуту.
С этого момента счетчиком оборотов или тахометром определяется скорость вращения приводного шкива и давление свободного конца рычага на весы. При длине рычага в 2 метра, исчисляемой по горизонтали от центра приводного шкива до центра призмы, укрепленной на платформе весов, нетрудно вычислить отдаваемую мотором на шкив трактора мощность. Мощность эта будет равна произведению показания весов в килограммах на длину рычага в метрах и на число оборотов, деленному на постоянное число 716,2.
Фактическую мощность мотора, по сравнению с полученной на шкиве, следует увеличить на 2 HP, в среднем затрачиваемые на передачу от коленчатого вала к шкиву
Одновременно с определением отдаваемой трактором мощности производится и определение расхода горючего. Для этого, при установившейся работе мотора, засекается время, за период которого точно определяется количество израсходованного горючего.
Технически расход определяется по весу, путем установки на отдельные весы сосуда с горючим Из этого сосуда горючее через гибкий шланг подводится самотеком к питательной трубке карбюратора.
Количество расходуемого горючего учитывается при установившемся режиме работы мотора. При этом условии с весов, на которых установлен сосуд с горючим, снимается одна из небольших гирь с том, чтобы вес сосуда с горючим несколько превышал вес гирь. Когда при постоянном, указанном выше, режиме работы мотора вес горючего выравняется с весом гирь, снимается с чашки весов гиря, например, в 1 килограмм и с этого момента точно определяется время, в течение которого чашки весов снова выравниваются.
Пример: при 625 обор, в 1 минуту приводного шкива трактора п длине рычага 2,0 метра, давление свободного конца рычага на весы получено 17,2 кгр. Расход горючего при этих условиях равен 1 кгр. в течение 5 м. 46 сек., или 10,40 кгр. в 1 час. Отдаваемая мотором мощность равна 17,2.2,0.625
----------------- = 30,02 HP.
716,2
Считая, что Фактическая мощность мотора выше полученной на шкиве приблизительно на 2 HP, полная отдаваемая мощность мотора в нашем примере равна 32,02 HP
Расход горючего в граммах на 1 с/ч в этих условиях равен
10400
------------ = 325 гр.
32,02
Следовательно, в данном случае проваренный на тормозе Прони трактор по своим основным показателям соответствует техническим условиям НКЗ СССР, обязательным к выполнению при ремонте тракторного парка.
Опыт применения тормоза Прони следует широко распространить в машинно-тракторных станциях Молотовской области, не имеющих других приспособлений для об'ективной проверки качества выпускаемых из ремонта тракторов.
А. КРЫЛ0В-научный сотрудник.