Почему на лесозаготовках плохо используется автотракторный парк

Вопрос эффективного использования механизмов на промышленных предприятиях приобретает сейчас, в условиях отечественной войны исключительно важное значение.

Лесная промышленность нашего округа имеет большое количество тракторов и автомашин, но используется этот парк лишь на 50 процентов. В результате по тресту «Комипермлес» план первого квартала 1942 года по механизированной вывозке выполнен к 20 января всего на 13,1 проц., а январский план—на 38,2 процента.

Из 10 лесных предприятий треста, имеющих тракторы и автомашины, суточный график . по механизированной вывозке выполняли только Дозовский и Крохалевский механизированные лесопункты.

Безобразное использование автотракторного парка на большинстве лесопунктов об'ясняется исключительно тем, что руководители лесных предприятий не соблюдают элементарных правил эксплоатации машин, не создают условий для нормальной работы механизмов.

Варварское отношение к использованию машин начинается часто с первоначальных инстанций, вроде складов тракторной вывозки.

Вот несколько фактов.

На складах тракторной вывозки у нас царит в большинстве случаев полнейший хаос. На Визяйском и Крохалевском механизированных лесопунктах склады представляют из себя небольшие площадки, чуть-чуть очищенные от леса. Штабеля не разбиты вдоль трассы дороги, а разбросаны по площадке Под’ездных путей с главной магистрали нет в обоих лесопунктах. Складские пути не политы, колей нет. И весь склад это— сплошное месиво из снега, порубочных остатков и даже целых бревен, разбросанных всюду и как попало.

В таком хаосе водителю приходится, приезжая с порожняком на верхний склад, производить расцепку состава и поодиночке растаскивать каждый комплект к штабелям для погрузки. После погрузки эта операция повторяется, но с той лишь разницей. что груженый комплект трактор тащит по складу на главный путь. При этом возникает огромное дополнительное напряжение в тракторе, массовые случаи аварий, разрыв прицепов и комплекта, развал воза и т. д.

Ясно, что при такой организации складского хозяйства маневренные работы трактора огромны, они отнимают 50—60 проц, рабочего времени тракториста, и его смена иногда затягивается до 14—15 часов. К этому надо добавить, что зачастую вагон идет недогруженный, состав вагонов-комплектов в поезде неполный (3—4 вместо 10).

Руководители лесопунктов должны немедленно покончить с хаосом на складах, расширить фронт погрузки и разгрузки, устроить под’ездные пути, завезти такое количество штабелей у трассы и запасных путей, которое обеспечило бы погрузку состава поезда без расцепки и его быструю разгрузку.

Эффективность использования машин в зимних условиях во многом зависит и от состояния обогревательных устройств трактора. До сих пор моторы тракторов не утепляются так, как нужно. В связи с этим следует рассказать о ценном предложении механика Крохалевской механизированной базы тов. М С. Еркина. За счет выхлопных газов он обогрел смеситель и сейчас устраивает дополнительный обогрев картера трактора и места тракториста. Руководители треста Комипермлес должны распространить это предложение по всем предприятиям.

Для более эффективного использования автотракторного парка следует более тщательно ухаживать за тракторными дорогами. В оставшееся зимнее время надо организовать поливку дорожных колей. Абсолютно нетерпимо, когда предприятия треста медлят с этим делом. По Крохалевскому механизированному лесопункту, например, уже больше двух недель дорога не поливается Но лучше дело на Велвинском, Визяйском и Верх-Косинском механизированных лесопунктах. А ведь, поливая дороги, мы можем дать на трактор большую нагрузку, улучшить его использование.

До сих пор на предприятиях треста игнорируется и диспетчеризация на автотракторных дорогах. Главный инженер треста тов. Гурьев, видимо, не придает этому никакого значения, тогда как без организации службы движения на тракторных дорогах немыслима нормальная работа.

Управляющий трестом тов. Гутцайт реальных мер к улучшению использования машин не принимает. А надо, не медля ни одного часа, заставить предприятия обращать на это самое серьезное внимание, заставить их использовать тракторы на трелевке леса хлыстами, построить там, где требуется, лежневые дороги и т. д. Надо сделать так, чтобы парк машин на всех лесопунктах работал с полной нагрузкой, чтобы план военного времени по механизированной вывозке своевременно выполнялся.

И. МАРАКУЛИН — секретарь Коми-Пермяцкого окружкома ВКП(б) по лесной промышленности.