Выступление Гарримана по радио

ЛОНДОН, 25 ноября. (ТАОС), Агентство Рейтер передает, что представитель США в Англии по проведению в жизнь закона о передаче в аренду или взаймы вооружения Гарриман выступил в Лондоне по радио с речью, в которой коснулся увеличения американских поставок в Англию и американской помощи Англии.

Гарриман сказал: Мы в США были воспитаны на убеждении, что наши морские поставки Англии, ведение морского патрулирования, а затем я конвоирования дали нам возможность остаться вне войны. Теперь наш флот стреляет по германским подводным лодкам и самолетам на море опять-таки для того, чтобы мы остались вне войны. Но в течение этих месяцев слова «остаться вне войны» приобрели новое значение.

Мы теперь знаем, что мир невозможен, пока гитлеризм не уничтожен. После того, как на прошлой неделе отменено последнее ограничение закона о нейтралитете, наши суда, могут теперь заходить в порты, находящиеся в военной зоне. Наша программа строительства как военных,так и торговых судов выполняется ускоренными темпами Американский народ хочет, чтобы вы получили материалы, которые мы вам обещали, Наши танки, самолеты и другие материалы доставлены вашим солдатам, сражающимся в Ливийской пустыне.Наше американское оружие начинает уже проникать и на другой фронт-русский.

Недавно я был послан президентом в Москву с американской делегацией вместе с Бивербруком. Я поддерживаю все заявления, сделанные Вивербруком об этой поездке. Россия будет бороться мы, американцы, не хотим коммунизма в нашей стране. Многие люди не поняли вначале значения борьбы, которую ведет Россия. Я считаю, что наша поездка в Москву и ваши быстрые действия помогли расчистить путь для оказания России полной Поддержки. Я думаю, что большинство американцев теперь ясно видит, что помощь России в ее борьбе против нацистского вторжения ни в какой степени не меняет нашей позиции по отношению к коммунизму.

Мы узнали некоторые вещи, которые помогли понять, почему русские опрокинули пессимистические предположения, высказывавшиеся вначале, относительно перспектив их сопротивления. Два американских офицера военно-воздушных сил провели несколько месяцев в России, помогая собирать американские самолеты и обучая русских летчиков летать на них. Эти американские офицеры сообщили мне, что русские летчики быстрее приспособились к нашим самолетам, чем это было бы с американскими летчиками наши молодые офицеры прибыли в Советский Союз, настроены скептически, но затем убедились, что русские сумеют хорошо использовать все, что мы им пошлем. Мы посетили авиационные заводы, на осмотр которых у нас хватило времени. Эти заводы оборудованы новейшими американскими и английскими станками, на которых работают люди, изучившие процесс производства в США и Англии. Работа и организация были хорошими, а изделия — советские самолеты — представляют прекрасное боевое оружие. Mы видели рабочих, готовых бесплатно работать в свой еженедельный день отдыха, чтобы помочь увеличению производства.

Бивербрук рассказал вам о наших переговорах со Сталиным. Сталин был с нами прям. Он точно сказал, что именно ему нужно, и спросил,как обстоит дало с каждым пунктом его заявки. Он знаком с вопросами снабжения. Его ум руководит русскими армиями. Он обладает поразительными знаниями в области деталей оборудования. Когда конференция началась, он не был уверен в том, что Англия или США серьезно возьмутся за дело. Еще до того, как конференция закончилась, у него уже не было сомнений.

Вы обогнали США в поставках, направленных России. Черчилль с характерной для него энергией не потерял ни часа. отдал необходимые распоряжения, и, когда Бивербрук вернулся, он увидел, что все материалы отпущены в необходимом количестве. Ничего не застряло по дороге. Я восхищен руководством Черчилля и энергией Бивербрука реакция английского народа—ваши требования еще более крупных действий —имеет огромное значение.

Вы сделали шаг, и вы можете быть уверены, что мы в свою очередь сделаем то, что приходится на нашу долю. Рузвельт такой же решительный человек, как и Черчилль. Он ясно понимает, какие разрушительные силы высвободились в мире и что судьба США связана с судьбой Англии. Он ненавидит Гитлера и нацизм такой же горячей ненавистью, как и Черчилль. Но наша непосредственная задача —это война. Все более широкие массы американского народа отдают себе в этом отчет. Изоляционизм, как национальная политика, ушел в прошлое. Какую роль мы сыграем в борьбе за победу, я не могу предсказать, но я знаю, что, когда возникнет необходимость мы окажемся на своем месте.