В театре имени Кирова. К премьере "Чародейки"

Я непоколебимо убежден, что «Чародейка»—лучшая моя опера», писал Чайковский вскоре после первого представления ее в Мариинском театре. Так высоко ставил «Чародейку» сам композитор. И, действительно эта, опера— замечательнейшее произведение русской музыкальной классики и тем сценическая судьба «Чародейки» сложилась крайне незадачливо. Свыше 50 лет она не могла укрепиться в театральном репертуаре и только на концертах иногда исполнялись ее фрагменты, в частности, —популярные ариозо «кумы» Настасьи. В музыкальных кругах, а за ними в широкой публике, установилась репутация «Чародейки» как произведения неудавшегося, стилистически невыдержанного, лишенного мелодических достоинств, даже псевдо-национального.

Почему так случилось? Написанная на сюжет бытовой, мелодрамы Шпажинского. эта опера принадлежит к числу интереснейших опытов создания русской национальной музыкальной драмы. Лирико-элегический Чайковский «Евгения Онегина» и «Лебединого озера» здесь. полностью уступает место Чайковскому. психологу, мастеру передачи глубоких человеческих переживаний на широком социально-бытовом фоне. Сохраняя все свое творческое своеобразие, Чайковский в. «Чародейке» разделяет. реформаторские замыслы «могучей кучки» в смысле создания народной национальной оперы.Русская старина, национальный сюжет, красочные народные сцены... Внешне «Чародейка» близка к таким ранним операм Чайковского как «Опричник» и «Воевода». Но по-новому подходит Чайковский в этой опере к традиционной историко-бытовой теме. Подобно Бизе впервые давшему на оперной сцене демократический образ табачницы "Кармен" Чайковский ставит в центре своей новой оперы свободолюбивую и непокорную «гулящую бабу» из простонародья, попирающую законы и обычаи. Средствами музыки он приводит образ «кумы» Настасьи и в подлинное драматическое столкновение с другими героями; подчиняя всю свою партитуру единому сквозному музыкально- драматическому действию. В этом смысле «Чародейка» во многом предвосхищает «Пиковую даму» с ее драматической оправданностью всех музыкальных элементов.

«Чародейку» нельзя только петь. В ней надо перевоплощаться, до конца раскрывая страсти и характеры, показывая психологическую правду событий создавая реалистические образы так, как к этому обязывает сама музыка.

Но такие творческие задачи были не под силу старому условному оперному театру. Не привлекало в «Чародейке» также литературно-низкое качество либретто. И вот, блестящее музыкальное произведение Чайковского оказалось «забытым». а решать проблему освоения культурного наследия в области музыкального театра Театр стремится до конца проникать в тайники творческих замыслов композитора, освобождать произведения от всяких сторонних наслоений. Так было при постановке. «Ивана Сусанина». Так же поступил театр, обратившись к работе с «Чародейкой» Под руководством главного дирижера народного артиста СССР, орден А.М. Пазовского театром проведен редакционный анализ. партитуры Чайковского, восстановлены купюры и т. д. чем достигнуто единство симфонической и вокальной формы, обязательное для успешного исполнения этого произведения. Постановщик спектакля, главный режиссер, орден. Л. Баратов обратил свое внимание на раскрытие подлинного драматизма образов «Чародейки» и на ее превосходные народные сцены. Новый текст поэта. С. Городецкого позволил театру отказаться от старого либретто, архаического не чуждого ложной стилизации. В результате, работа театра, им. Кирова над «Чародейкой» приобрела, большое принципиальное значение и его творческая удача оказалась не только удачей данного театра, но также большим событием в жизни советского музыкального театра вообще. Театр с удовлетворением может отметить, что сумел вернуть на сцену одну из лучших русских опер и наконец, реализовал убеждение Чайковского, что его опера «когда нибудь свое возьмет». Первое представление «Чародейки» в Молотове состоится 29 ноября. В главных ролях заняты: князь—засл, арт., орденоносец Г. Н. Орлов; княгиня—засл. арт О.Ф. Мшанекая, княжич Юрий-—засл. арт., орден. Г.Н. — Нэлепп, Мамыров—засл. арт., орден. Б.М Фрейлков, кума Настахья, орден. — О.А. Кашеварова и др. Спектакль идет под управлением Лауреата Сталинской премий народного артиста орденоносца А. М. Пазовского.