Александр Васильевич Суворов

Был он дворянского рода, кавалером всех русских орденов, генералом, фельдмаршалом, но в придворной сфере, среди великопоставленных трутней, прожигавших жизнь, подхалимствующих (и холуйствующих, он чувствовал себя всегда чужаком.

В период, когда Фридрих II наводнял Россию шпионами, когда они поднимались до вершины политического и военного руководства, великий солдат и патриот XVIII века Александр Васильевич Суворов понимал лучше других необходимость борьбы с ними, с их системой в интересах русской армии, русского народа. Он понимал, что русский народ может иметь такую армию, которая способна защитить себя от пруссаков, французов и иных внешних врагов. Своей системой воспитания войск, своей кипучей деятельностью Суворов это блестяще доказал. С теми, кто не верил в силу русских людей, кто с презрением относился к русскому солдату, кто считал все иностранное хорошим, а все русское плохим, он вел борьбу, борьбу тяжелую и порой неравную, обрекая себя на гонения и опалу.

Мы его любим и чтим, как гениального полководца, прославившего силу русского оружия. Мы его чтим за его демократизм, за его веру в силу русского солдата, за веру в творческие силы русского народа, за его пламенный патриотизм, за его борьбу с опруссачиванием русской армии, за то, что он выковал плеяду русских полководцев, под руководством которых наш народ одержал победу над своими врагами в 1812 году.

Походы русских войск под руководством Суворова на берега Дуная, в знойную Италию, через неприступные Швейцарские Альпы вошли в летописи войн как походы «чудо-богатырей», в которых русские и одержали ряд изумительных побед над своими врагами. А.В. Суворов родился в 1730 году в семье дворянина. Пятнадцати лет начал он военную службу, прослужив 9 лет рядовым солдатом. 88 это время Суворов хорошо изучил тяжелую жизнь солдата XVIII века, его нужды и силу, понял его, сблизился с ним.

Впервые в боях Суворов принял участие в Семилетней войне (1756 — 1763 гг.), когда русская армия сражалась с прусской армией Фридриха II— иконы современных фашистов. Воевал молодой Суворов c пруссаками под Куннерсдорфом и под Берлином. В том и другом случаях русские войска, нанесли жестокое поражение прусской армии. Здесь на полях сражения Суворов увидел отталкивающие качества прусского юнкерства, его хищничество, его надменность, его бесстыдную лживость, его жестокость и трусость. Свое отношение к пруссакам, в фридриховской палочной системе управления войском Суворов неоднократно выражал позже.

«Пудра не порох,—говорил он, — букли не пушки, коса не тесак, я не немец, а природный русак».

«Русские пруссаков всегда бивали, что же тут перенять».

«Нет вшивее пруссаков: лаузер или вшивень называется их плащ,

Однако, было бы неверно думать, что Суворов ко всему иностранному относился враждебно. «Он не считал все русское хорошим, все иностранное дурным. Он не терпел лишь слепой подражательности иноземному и обезьянства».

В Семилетней войне выявились недостатки и русской армии: продажность офицерского состава, бездушное отношение к солдату, подражание прусской армии. Суворов понял, что армия должна быть перестроена на новых началах, что к солдату должно быть иное отношение, что фридриховская система должна быть отброшена. Но для того, чтобы перестроить армию, полководцу пришлось впоследствии вступить в борьбу с Екатериной II, с ее фаворитами, с полупомешанным Павлом.

В 1763 году Суворов был назначен командиром Суздальского полка, Здесь он и применил систему обучения и воспитания русского солдата, которая впоследствии дала большие плоды.

Фридриховскому принципу «солдат должен бояться палки капрала больше, чем пули неприятеля» он противопоставлял свои: «каждый воин должен понимать свой маневр», «тяжело в учении—легко в походе».

В своих солдатах Суворов вырабатывал смелость, мужество, должны по его требованию сочетаться со знаннями военного дела. Свои взгляды на военную науку он изложил в наставлении, которое называется «Наука побеждать». В нем. читаем:

«Стреляй редко, да метко; штыком коли крепко»...

«Три воинские искусства. Первое—глазомер. Второе—быстрота. Третье—натиск».

«Учение—свет, неучение—тьма, за ученого трех неученых дают; нам мало трех, давай нам шесть, давай нам десять на одного».

...Шла вторая русско-турецкая война. Россия выступила против Турции в союзе с Австрией. За рекой Рымник турки держали в четырех лагерях 100 тысяч солдат. Русско-австрийская армия имела на этом участке около 25.000 человек. Австрийский генерал, узнав о значительных силах турк, заколебался многозначительно сообщил Суворову: мы имеем множество турок против себя. На что Суворов ему ответил: чем больше, тем лучше. удобнее будет их бить.

Суворов конницу пустил на штурм крепости и в результате стремительного удара русских войск турецкая армия была обращена в бегство, из 100-тысячной армии осталось не более 15 тысяч человек, остальные разбежались или были убиты.

Крепость Измаил имела большое стратегическое значение. Дважды ее пробовали завоевать русские войска, но безуспешно, так ках она была хорошо укреплена, охранялась целой турецкой армией Задачу завоевания Измаила Потемкин решил возложить на Суворова:

«Назначен был вождем всех русских сил

Любимец битв и враг интриг и споров,

Фельдмаршал, знаменитый князь Суворов».

(Байрон).

Задача казалась сложной и неразрешимой. Но Суворов немедленно начал готовиться в штурму, надеясь мужество своих солдат, на военное искусство своих учеников, на свой военный опыт и знания. Когда подготовительные работы в штурму крепости были закончены, Суворов послал Коменданту Измаила следующий ультиматум: «Я с войсками сюда прибыл. 24 часа на размышление для сдачи—и воля. Первые мои выстрелы—уже неволя; штурм—смерть». Турки ответили, что скорей Дунай остановится в своем течении, небо и звезды упадут на землю, чем Измаил сдастся. 11 декабря 1790 г. начался штурм Измаила. Крепость казалась действующим вулканом, но ова не устояла перед натиском русских войск во главе с Суворовым и его соратниками. В 8 часов утра крепость пала. Измаил был завоеван, что произвело огромное впечатление в Европе.

Множество раз героические черты русских солдат были продемонстрированы похода Суворова в Италию и Швейцарию.

После вступления на престол Павла I, фанатического поклонника военной системы Фридриха П, Суворов был сослан в глухую деревню Новгородской губернии. Душно было в новгородской глуши гениальному полководцу, но голову свою он не склонил, с павловской системой управления войском не согласился. Сумасбродный Павел I вынужден был обратиться к Суворову, когда потребовался большой полководец для борьбы с французской армией в Италии и Швейцария. Сделано это было по из требованию Англии и Австрии, вместе с Россией и Турцией входивших в организовавшуюся в 1799 году коалицию государств для борьбы с Францией. Суворов был возвращен из ссылки и поставлен во главе русско-австрийских войск.

В марте 1799 года Суворов прибыл в Вену, где население его встретило как национального героя.

24 марта 1799 рода Суворов выехал в армию. Предстояли сражения с французским войском, во главе кот рого стояли прославленные полководцы—соратники, Наполеона.

Одержав победу над знаменитым полководцем Франции Моро на реке Адде, Суворов вывел свои войска в район реки Треббия. Здесь Суворов разбил французскую армию в 35 тысяч человек, поразив мир своим военным искусством. По мнению военных специалистов за одну эту битву Суворов заслуживает звания великого полководца.

Одержав шумную победу пад французской армией при Нови, Суворов, по проискам австрийских политиков, был со своим войском переброшен в Швейцарию.

Предстояла тяжелая война с французской армией в Швейцарских Альпах.

В Швейцарию Суворов решил войти через Сен-Готтардский перевал. Французская армия под руководством знатока горной войны генерала Лекурба заняла очень выгодную позицию на склонах Сен-Готтарда, откуда обстреливала русские войска, Багратион сумел. выйти в тыл французам, с флангов ударили русские части, и Сен-Готтард был взят. Французы под руководством Лекурба отступили и, используя знакомство с местностью, по горным кручам поднялись в. деревно Урзерн. Они заняли в скалах такую позицию, что небольшой отряд стрелков мог здесь задержать целую армию. В горах был пробит узкий тоннель, так называемая Урзернская дыра. Она была настолько узка, что два пешехода здесь разойтись не могли, 3 этим тоннелем ревела горная река Рейс, через которую был перекинут на высоте 75 футов «Чортов мост». Перед суворовскими войсками стояла задача пробиться через Урзернский тоннель и перейти через «Чортов мост». Казалось, что это выше сил человеческих.

Карабкаясь по скалам, перескакивая через бушующие горные потоки, русские храбрецы вышли французам в тыл. Французы отступили, разрушить один пролет «Чортова, моста». Суворов приказал разобрать сарай, бревна связать шарфами и пролет заполнить. Через зыбкий мост, на высоте 75 футов, под которым бешено несла свои воды горная рева Рейс, Суворов перевел свои войска. До Швица, куда направлялась русская армия, оставался один переход. Но здесь выяснилось совершенно неожиданное обстоятельство горная тропа исчезла. Кругом были отвесные скалы, вершины которых доходили до туч. «Австрийцы завели русских в тупик». Оставался путь через снеговой хребет Росшток, который считался осенью недоступным даже для опытных швейцарских охотников. Но Суворов был по этому вопросу другого мнения. Он считал, что солдат пройдет там, где пройдет олень.

После семидневного изнурительного горного похода войска Суворова начали подниматься на труднейший Росштокский хребет, который был взят русскими. Но когда выяснилось что русский корпус под руководством Римского- Корсакова, на соединение с которым шел Суворов, разбит французами, что армия великого полководца оказалась в западне. Был собран военный совет, на котором Суворов сказал: «Мы на краю гибели, единственная надежда на храбрость и самоотвержение моих войск». Суворов повел свое войско на Гларис и Рингенкопфский хребет. Предстоял самый тяжелый переход. Выдерживая бои с французской армией, русское войско под руководством Суворова и его ученика Багратиона как раненый лев прорвалось к своей цели. Суворов вывел свои войска из окружения, несмотря на невероятные трудности. Перейдя хребет Рингенкопф, Суворов закончил беспримерный переход армии через Альпы. Так закончилась швейцарская эпопея, беспримерная в военной истории. Она оказала выносливость русского солдата, она прославила русское оружие и великого русского полководца А. В. Суворова. Суворов своими походами,своей тактикой на много лет опередил военную науку, опередил тактику Наполеона.

С тех пор прошло много лет. Наша страна, когда-то отсталая, превратилась под руководством партии Ленина—Сталина в передовую страну. Она превратилась в надежду трудящихся всего мира. Враги труда, и культуры—фашистские мерзавцы хотят превратить в рабов наши народы. Но русский народ непобедим. И вот под ударами Красной Армии бежит фашистский двуногий зверь, задрав свою вшивую амуницию. Но это только начало, это только первые сокрушительные удары по врагу.

Фашистские мерзавцы должны погибнуть все до одного и погибнут,

С.М. Томсинский— научный работник Молотовского педагогического института.