Мариан Коваль

Творческий вечер

Уже прошло время, когда Мариан Коваль — один из интереснейших и ярких советских композиторов был творцом лишь камерных вокальных произведений. После написания им в 1939 году глубокой и интересной оратории «Емельян Пугачев»; детской оперы «Волк и семеро козлят», написанной одновременно с ораторией; непоставленной еще, но законченной оперы «Емельян Пугачев»; наконец, после сочинения им уже в дни отечественной войны оратории «Народная священная война» о М. Ковале следует говорить уже как о композиторе большого творческого диапазона, хотя и тяготеющего попрежнему к вокальным формам.

Именно поэтому творческий вечер композитора, состоявшийся 30 ноября в зале школы № 9 (кстати сказать, хорошем зале для камерных концертов), не мог дать полного представления обо всем творчестве Коваля, ибо вечер был камерным. И, все же, он представлял большой интерес, а горячая встреча автора публикой была вполне заслуженной.

Глубокая эмоциональность, мелодический дар, драматическая насыщенность, которая крепко связывается у него с лирикой, являются отличительными чертами композиторекого дара и творческой манеры Коваля. В крупных его произведениях (в ораториях, в опере, с которой молотовцы частично знакомы по прошлогоднему концерту) чувствуется плодотворное влияние русской музыкальной школы, особенно Мусоргского, хотя в самобытном и оригинальном творчестве Коваля и нет никакой подражательности.

Короткое вступительное слово В. А. Будрина познакомило слушателей в самых общих чертах с творческим путем композитора, его основными устремлениями, с тем, что им написано.

Исполнительская часть вечера началась с очень доходчивой, запоминающейся песни «С именем Сталина», посвященной героической борьбе советекого народа в нынешней его войне с фашизмом. Глубокой идейной насыщенностью, музыкально ясными формами, большой эмоциональноетью отличаются две части песни из оратории (т. е. большого вокального произведения с драматическим сюжетом, предназначенного для концертного исполнения) «Народная священная война». В «Слове матери» — очень много прекрасно выражанного музыкального чувства, лирического чувства матери, отправляющей на фронт сына для защиты советского отечества от кровожадного врага, а в то же время глубокого и сильного драматического пафоса национального чувства. Обе эти линии — лирическая и драматическая, большей частью сменяя друг друга, звучат порою и вместе. Умение и стремление сочетать обе эти линии является характерной чертой М. Коваля. Интересна также другая часть—песня оратории — «Боевые подруги».

Из других новых произведений безусловно выдается написанная на слова известного немецкого антифашистского писателя Брехта «Баллада о Марии Зандерс, любившей еврея» — из цикла песен на текст писателей-антифашистов. Очень выразительно передаются в музыке страдания немецкой девушки, обреченной на позор и издевательства гестаповских молодчиков за любовь к еврею. Сильной стороной этой баллады, написанной в самое последнее время в Молотове, является и музыкальная характеристика застеночного, каторжного быта, каким стал сейчас быт германского народа под властью гитлеровцев.

«Над родным Симбирском» и «В Кремле» — две песни из цикла о Ленине. Особенно хороша первая из них — задушевная глубокая, с широко льющейся мелодией, показывающая юношу Ленина в момент, когда он переживал казнь брата Александра.

Умение чувствоваль не только русскую песенную стихию, но также инонациональную, показывают песни из цикла «Песни севера». Очень хороша немецкая песня «Холод», скупыми, но выразительными музыкальными средствами рисующая холод, ясность и прозрачность северного воздуха, своеобразие природы севера, а также песня «Саамиланде»; привлекательна чувашская песня «Батюшкин сад», ярки и любопытны песни на слова негритянского поэта Лэнгстона Хьюзе, особенно «Тоска по родине». Все эти произведения не представляют собой (за исключением чувашской песни) обработки народных песен. Это близкое к фольклору по характеру но самостоятельное авторское творчество. Из других исполненных на вечере произведений хочется еще отметить «Тройку» на слова Некрасова, написанную в романсно-песенном духе и прекрасно выражающую в музыке замечательное стихотворение великого русского поэта.

В качестве исполнителей на вечере выступали певица Людмила Глазкова и автор, ведший партию фортепиано. Глазкова очень хорошо чувствует музыку Коваля и поет выразительно, с большим чувотвом, находя убедительные интонации в исполнении.

Было бы очень хорошо повторить этот интересный и нужный вечер для большей аудитории.

С. ГИНЦ.