Большевистская закалка
В довоенные дни часто раздавались жалобы на нехватку работников. Отделы кадров районного и городского комитетов ВКП(б) были загромождены различными мелочными заявками и на второй план отодвигалось само воспитание людей. Война заставила пересмотреть и порядок распределения людей, и методы их подготовки. Она во все внесла свои коррективы.
Об огромных переменах в людских кадрах говорит практика кудымкарской партийной организации. Вот два интересных сопоставления. За первую половину 1941 года на партийные, советские, хозяйственные посты в районы выдвинуто около 35 товарищей, в том числе 10 женщин. За полугодие войны при резком сокращении аппарата уже выделено 55 человек, в том числе 20 женщин. На партийную работу пришло 22 коммуниста. Это инструкторы, пропагандисты райкома партии, секретари первичных организаций.
А. Кудымов преподавал историю - теперь заведует отделом пропаганды, инструктор Тиунов работал в сберкассе, секретарь парторганизации Пискунова была рядовой студенткой.
За несколько дней до войны пешнигорские коммунисты выбрали своим руководителем Ивана Хозяшева. Когда колхозная деревня стала работать для фронта, Хозяшев раскрыл все свои организаторские способности. Его часто видят в соседних поселках Заречной, Прокиной, в бригадах, на фермах. Молодой партийный работник подолгу засиживается с сельчанами, терпеливо разъясняя то, что неясно жителям пешнигорских деревень. По инициативе Хозяшева в центральном селе установлена большая витрина, на которой размещены последние известия и острые политические карикатуры.
Местный агитколлектив развернул кипучую работу. Еще до морозов пешнигорцы полностью обмолотили хлеб, засыпали семена, фуражные фонды и теперь делят доходы. 5 местных сельскохозяйственных артелей сверх обязательств продали государству 130 центнеров зерна.
За лето и осень пешнигорская организация сильно выросла. В партию приняты: председатель сельисполкома Фирсов, контролер сберкассы Зубов, председатель колхоза «Виль-Олан» Петр Хозяшев, милиционер Майбиров и другие. Хороший пример молодых партийных вожаков вдохновляет и беспартийных. Сотни активистов вышли на широкую дорогу хозяйственной и политической деятельности.
Бывшая домохозяйка Анна Васькина после отправки на фронт мужа стала работать агентом по заготовкам Верх-Юсьвинского участка. Теперь комсомолка Васькина кандидат в члены ВКП(б). Колхозница Сереброва заняла пост председателя Полвинского сельпо, которое теперь держит первенство в районе.
Однако многие выдвиженцы нуждаются в помощи. Политический уровень у них часто низок, кругозор ограничен. Недавно избранный секретарем первичной парторганизации МТС механик тов. Кудымов справедливо жаловался:
- Партийное образование, лекции и теоретические собеседования сейчас не проводят. Все говорят: теперь война, не до этого. Я думаю, что в такие грозные дни надо еще больше учить и воспитывать людей, особенно выдвиженцев.
Слова тов. Кудымова — серьезный упрек тем партийным руководителям, которые свою бездеятельность оправдывают военными условиями.
В. БИРЮКОВ.
Кудымкар.