Основные методы действий германской авиации достаточно выявились ещё до вероломного нападения Германии на Советский Союз. Все крупные операции германских войск начинались с внезапного нападения авиации на аэродромы своего противника. Уничтожив лучшую часть неприятельских военно-воздушных сил на земле, немцы выделяли часть сил для продолжения борьбы с ослабленной авиацией противника. Основная же часть авиации бросалась для содействия своим наступающим войскам, в первую очередь мотомехчастям. Слабость сопротивления в воздухе позволяла широко применять пикирующие одномоторные бомбардировщики, добивавшиеся значительного морального воздействия неустойчивую пехоту. Это вело к быстрым и легким успехам, вскружившим голову германскому командованию; лишь в отдельных случаях (английская пехота под Кале, некоторые французские части под Дюнкерком) немцы встречали организованное и стойкое сопротивление.

Обстановка резко изменилась, когда германской армии пришлось встретиться с таким мощным противником, как Красная Армия. Вероломный удар не дал эффекта, на который надеялось германское командование. Немцы рассчитывали внезапным ударом уничтожить всю нашу авиацию на ее аэродромах, завоевать господство в воздухе и, организовав «молниеносное» наступление, оккупировать Ленинград, Moскву и Киев.

Этот план оказался сорванным. Германская авиация не только не завоевала господства в воздухе, но сама оказалась под мощными ударами советской авиации. На истекшие дни военных действий немцы потеряли 2170 самолетов, пополнение которых является для них отнюдь не легкой задачей.

Имеется целый ряд, признаков тяжести того положения, в которое попала авиация фашистских агрессоров. Если в первые дня советско-германской войны они могли позволить себе роскошь налетов несколькими десятками самолетов на один объект одновременно, то за последнее время большинство налетов проводится мелкими группами в 3–6 самолетов. Ясно, что эффект от таких налетов оказывается явно незначительным.

Метод многочисленных налетов мелкими подразделениями и одиночными самолетами, очевидно, рассчитан на распыление внимания нашей системы ПВО и изматывание сил истребительной авиации. Однако основной причиной перехода на этот малоэффективный метод действий является недостаток боевых самолетов.

В силу сложившейся обстановки германское командование вынуждено было почти полностью прекратить боевые действия против Англии, перебросить авиационные части из Франции, Бельгии, Италии, Греции и даже Северной Африки. Вся эта стянутая на советский фронт воздушная армада работает с огромным напряжением, делая в отдельных случаях до 6 боевых вылетов на самолет в сутки. Однако никакие меры не смогли обеспечить за германской авиацией господства в воздухе. Peзервы германского командования оказались далеко не такими мощными, как это трубили немцы на весь свет.

Моральное состояние летного состава германской армии также является далеко неутешительным для фашистского командования. Как правило, германские самолеты не выдерживают атак в лоб; истребители вступают в бой только с нашими самолетами устарелых типов; отмечен целый ряд случаев добровольной посадки германских летчиков на советской территории, с целью сдачи в плен.

Точность бомбометания германской авиации во многих случаях чрезвычайно низкая. Германским летчикам не удается попадать не только в советские мосты, но даже и в такие крупные по размерам об'екты как наши ж.-д. станции. Наспех подготовленный германский летный состав в ряде случаев плохо знаком со своей материальной частью.

Неудачу своих действий по военным об'ектам фашистские летчики стараются возместить более безопасными для них подвигами, вроде обстрела поездов с женщинами и детьми, бомбардировки отдельных груш колхозников, работающих на поле, разрушения госпиталей и т. п.

Следует отметить некоторые тактические приемы, применяемые германской авиацией. Основным приемом боя германских истребителей против одиночного самолета является комбинированная атака звеном на двух самолетов; один из истребителей атакует сверху, другой в это время заходит атакуемому самолету в хвост снизу, пытаясь расстрелять его с дистанции 25–30 метров.

В некоторых случаях самолеты противника пытаются следовать за нашими бомбардировщиками при возвращении на свой аэродром, надеясь сбить их, пользуясь ослаблением внимания летного состава перед посадкой. Вместе с тем этим методом противник пытается установить расположение наших аэродромов.

В качестве оборонительного приема в воздушном бою германские летчики широко применяют тот же метод, который использовался истребителями обеих воюющих во время боевых сторон еще действий на французском Фронте в 1939–1940 гг. Самолеты становятся в строй круга, взаимно защищая друг друга в не давая противнику возможности атаковать впереди идущий самолет с хвоста.

Другим оборонительным приемом, который применяется германскими бомбардировочными самолетами, является выход из боя с переходом на бреющий полет, с целью не дать нашим истребителям производить атаки сзади снизу, в наименее защищенном секторе.

Истребительная авиация широко используется противником для прикрытия с воздуха колонн своих мотомехвойск от ударов нашей авиации. Для прикрытия мест скопления своих войск противник в отдельных случаях применяет не только истребители, но и аэростаты заграждения. Истребительную авиацию, прикрывающую колонны мотомехвойск, противник стремится базировать возможно ближе к выдвинувшимся вперед наземным войскам.

Особо следует остановиться действиях германских парашютистов. Германская пропаганда широко рекламировала действия своих парашютистов в Голландии и на острове Крит, изображая части свои парашютные части в качество каких-то всепобеждающих и неустрашимых войск. Действительность выглядит несколько иначе. Характерно, что германское командование не решилось организовать против СССР ни одного крупного парашютного или воздушно-посадочного десанта. Оно ограничилось выброской ряда мелких диверсионных десантов, которые частично были уничтожены, не нанеся существенного ущерба, частично же сдались в плен добровольно.

Действия германских парашютистов против СССР доказали со всей очевидностью, что при соответствующей организации обороны тыла воздушно-десантные операции обречены на неудачу, так как в ликвидации воздушных бандитов принимает активное участие все население того или иного района.

Борьба советской авиации с воздушными силами фашистских агрессоров еще не закончена. Противник еще может применить ряд новых боевых приемов, пойти на примененные еще более гнусных методов войны. Однако на каждый удар противника советская авиация сможет отвечать все более и более мощными ударами, вплоть до полного уничтожения обнаглевшего и вероломного врага.