Марш лыжников

Скрипнули лыжи. Следы узкими длинными полосами разошлись по обочинам шоссе. Белые халаты сначала резко выделились на фоне опушки леса и строений, а затем, удаляясь, слились с белым зимним покровом. Взвод Александрова отправился в разведку.

Колонна ждет сигнала для выступления. Проверяется в последний раз правильность крепления лыж, подгонка снаряжения. В походе непростительна неряшливость. Даже самая обыкновенная саперная лопатка, если она не на своем месте, может вывести бойца из терпения, отвлечь его, утомить своим методичным постукиванием. Вот почему командиры и политруки, беседуя с бойцами, осматривают, хорошо ли подогнан ремень винтовки, не слишком ли длинна лямка противогаза.

Неожиданно над батальоном появился самолет. Он сделал круг и скрылся. Его появление напомнило о предстоящем десятикилометровом походе, о том, что «противник» патрулирует в воздухе, но никто не мог сказать — удалось ли ему обнаружить отряд.

Откуда в глубоком тылу появились сотни вооруженных лыжников в белых халатах? Кто в рядах бойцов отправился в разведку и готовится в поход?

Вот тот, что только исчез за снежным бугром, в разведку — инженер-путеец, железнодорожник тов. Хандрыков. С первых дней войны он рыл окопы, колол чучела в рядах народного ополчения, и, несмотря на свой 51 год, добровольно пошел в ряды всевобуча, чтобы научиться истреблять свирепого, ненавистного врага. Спросите тов. Хандрыкова, что его заставило в свободные от работы часы, часы отдыха, находиться здесь, слушать наставления командиров, старательно прочесывать лес или деревню по всем правилам военной обстановки, он улыбнется и скажет:

- Война,— или еще проще: — А где же я должен быть иначе?

Здесь сегодня резервы Красной Армии - бойцы всевобуча Ленинского района города Молотова. Финансовые работники, инженеры, стахановцы предприятий, педагоги встали на лыжи, надели маскировочные халаты, отправляются в поход, чтобы проверить, испытать, как будут чувствовать себя в боевой обстановке, хватит ли умения применить свои знания, тренировку в условиях боя.

Задача проста. Стало известно, что наши части ведут бои с «противником» на южной окраине города «М». Они отступают. Батальон должен выйти на запад через село «В-М» и ударить во фланг «врагу».

Пришло донесение от разведки. Батальон вышел в поход. Замелькали сотни лыжных палок, и вдруг снова самолет. Его появления не ждали. Значит «противник» знает, значит колонна была обнаружена.

Команда: Воздух!

Многие растерялись, до сих пор на занятиях командиры подавали команду условно. А сейчас время не ждет, полетели бомбы, раздались взрывы. Кое-кто проявил медлительность. Больше всех досталось роте Жилочкина, она почти вся «вышла из строя». Порядок был восстановлен через несколько минут, когда самолет уже скрылся из вида.

Появление самолета вскрыло оплошность командиров, не принявших своевременно мер для наблюдения за воздухом и не организовавших бойцов на противовоздушную оборону. Ошибка была быстро исправлена.

Колонна втянулась в марш.

Прекрасно действовал взвод разведчиков, то и дело появлялись связные и четко докладывали об обстановке, о результатах разведки.

Показалось село «В.-М». Отсюда путь идет на юго-восток. Предстоял бой с марша во фланг наступающему противнику. Снова показался самолет, но он не вызвал тревоги. На крыльях были отчетливо видны красные звезды. Сброшен вымпел. Командование ставило в известность, что город окружен «противником». Батальон отрезан. Получен приказ возвращаться быстрым маршем и с боем прорываться на соединение со своими частями.

Время 15-00 часов. Снова высланы разведка и дозоры, колонна форсированным маршем идет обратно.

Около деревни. «Н», где-то за огородами раздался рев мотора, с хвоста колонны молниеносно вынырнул «вражеский» самолет и взвыл над самыми головами бреющим полетом. У многих слетели шапки, пулеметная очередь вывела из строя 20 человек и снова все стало тихо.

Люди лежат в снегу. Они думают сейчас о фронте, о том, что именно так там придется испытывать свои нервы.

Разведка донесла: «Противник замечен на юго-западной окраине города «М». Батальон развернулся в боевой порядок и пошел в наступление на прорыв. «Противник» открыл сильный минометный огонь. Лыжи не сходили с ног, на них велась перебежка, с ними переползали, вели огонь. Массированным огнем подавлены огневые точки врага, прорвана его оборона. С мощным «ура» роты тт. Копысова и Рачева вместе с оставшимися бойцами роты т. Жилочкина пошли в атаку и с боем присоединились к своим частям.

На улице 23 градуса мороза, но нет и признаков обмораживания. Начались разговоры, шутки, смех. Поход окончен. Еще раз перечитываются боевые листки, вышедшие во время похода, разбираются ошибки отдельных подразделений и бойцов. Тот, кто плохо тренировался, сейчас устал больше других, но он не считает потерянным выходной день. Поход подсказал, над чем надо работать упорно, чтобы быть в любую минуту готовым злиться в ряды бойцов Действующей Красной Армии.

П. ПОНОМАРЕВ.