«...Против иноземного ига, идущего с Запада, Советская Украина подымает освободительную отечественную войну, — таков смысл событий, разыгрывающихся на э крайне. Это значит—каждый пуд хлеба и каждый кусок металла придется брать германцам с бою, в результате отчаянной схватки с украинским народом». Этими словами, сказанными великим Сталиным в 1918 году, открывается фильм «Всадники». Эти слова определяют замысел картины, они связывают героическое вчера нашей страны с еще более героическим сегодня, когда великий двухсотмиллионный советский народ ведет священную отечественную войну против фашистских банд, вторгшихся на наши цветущие земли.
Это было 23 года назад. Немец вне оккупанты набросились на мирную, изнуренную долголетней войной Украину, Украину, отданную на растерзание германским разбойникам предателями националистами. Необозримые украинские поля залиты кровью, вытоптаны нивы золотистого жита, селянские хаты объяты пламенем, зарево пожарищ, охвативших страну, освещает путь иноземных поработителей. Они принесли с собой на Украину колониальное рабство, нищету, голод, море слез и страданий, ненавистный режим насилия, виселиц и расстрелов.
И вот на войну с презренными поработителями поднимается весь народ, вдохновляемый партией Ленина- Сталина. Это война за жизнь, за свободу и счастье народа, война необходимая. нужная самая справедливая из всех войн, которые знало человечество На бой поднимаются донецкие шахтеры и металлурги, поднимаются черноморские рыбаки и украинские селяне, пропитавшие своим потом и кровью родные земли, поднимаются все, у кого в -руках есть сила, чтобы держать оружие, а глаза видят подлого врага.
Фильм «Всадники» воссоздает с огромной убедительностью ярчайшие страницы великой освободительной войны, когда против немецкий оккупантов воевала каждая хата, каждый дом, воевал каждый, в ком оставался хоть один удар пульса, хоть одна минута жизни. Вот большевик-сталевар Чубенко. Он тяжело болен, охвачен тифозной горячкой, в голове шумит точно в «мартеновской печи», он валится с лошади... Но он знает, что где-то близко враг и, превозмогая боль и мучения, снова садится на коня, чтобы вести полк в бой. Вот старый черноморский рыбак Половец. Над ним уже занесена рука германского палача, он знает, что через минуту, если он не скажет, где спрятано у рыбаков оружие, грянет выстрел и перестанет биться в его груди сердце. Но старик молчит. Как запорожский казак Тур, сподвижник Богдана Хмельницкого, в предсмертный час он смеется над беспомощностью вооруженного до зубов палача перед мужеством человека, знающего, за что он борется. Половец умирает от руки офицера, но умирает гордым сознанием исполнения своего долга, его последней мыслью была
мысль об оружия, которое необходимо для победы над врагом.
Таких героев в фильме много. Это крестьянин Яким Недоля, сын старого рыбака — матрос Иван Половец, украинская девушка Оксана, жертвующая собой ради общего дела. И все же главным героем картины является народ, поднявшийся на великую отечественную войну, народ, борющийся за свое освобождение. Чубенко и Недоля, Иван Половец и Оксана — это представители народа, в которых сконцентрированы, собраны лучшие его черты.
С большим мастерством и огромной убедите явностью рисуют авторы фильма (режиссер Игорь Савченко — постановщик «Богдана Хмельницкого», сценарий В. Павловского) стан врагов. Мы видим звериный облик коварного и вероломного врага, видим его кровавую поступь. Чудовищ ная тень виселиц нависла над солнечной Украиной. Там, где проходит омерзительнее нога захватчика, не остается ничего живого. Вот эти любители до чужого добра врываются в мирную деревушку. Стон поднимается над низкими белыми хатками, стон замученных женщин и детей. Последнюю корову уводят со двора крестьянина немецкие носители «западной культуры». Женщину, уцепившуюся за корову, они отбивают прикладом. Они угоняют гусей и кажется, последнюю курицу готовы увезти к себе в Германию.
Кадр за кадром проходит перед нами. И все они как две капли воды похожи на то, что мы знаем о сегодняшних «бравых» делах немецких фашистов, поработивших десятки свободных народов. Волнующие, запоминающиеся картины, картины вызывающие гнев против озверевших бандитов.
Враг жесток и коварен, он высылают в тыл своих лазутчиков, шпионов, диверсантов. И фильм напоминает нам, что мы должны быть бди тельными, должны уметь распознавать звериное лицо, под какой бы маской оно ни скрывалось.
Сидя в кино, мы забываем, что на экране развертываются события 1916 года. Мы воспринимаем все, как иллюстрацию событий, происходящих сегодня на великих рубежах нашей родины от Баренцева и до Черного моря. Вот потому то бурно аплодируют зрители лихим всадникам, врывающимся в стан врагов, аплодируют спокойным и мужественным пуле метчикам, поливающим свинцовых дождем любителей захватов, аплодируют партизанам, спускающих под откос вражеский эшелон.
Картина «Всадники» показывает всепобеждающую силу народа, народа, борющегося за свою свободу. Не в первый раз пытаются немецкие бандиты осквернить наши священ ныв земли своим поганым сапогом. Не в первый раз нашему народу приходится бить этих бандитов. И как ни грозны армии немецких оккупантов, как ни злобствуют фашистские громилы, они будут биты советским народом, как были биты их давние предки на льду Чудского озера, в 1242 году, как были биты их отцы 23 года тому назад на просторных полях Украины.
— Мы будем вас бить до полного уничтожения, — говорит оккупантах герой фильма Чубенко, — будем бить пока ни одного не останется на нашей земле... То же говорим мы сегодня. И это голос всего двухсотмиллионного советского народа, народа, который знает за что он борется, на рода, который видит в полном раз громе врага замечательное будущее всего человечества. За это будущее наш народ станет биться, не жале* ни крови своей, ни самой жизни.