"Лауренсия" - Ленинградский Академический ордена Ленина театр оперы и балета
Балет «Лауренаия» — революционный спектакль, построенный на сюжете народной трагедии знаменитого испанского драматурга Лопе де-Вега «Овечий источник». (Либретто Е. Маинельборга). Тома этого сценического произведения,—восстание народа, руководимого девушкой-крестьянкой Леуренсией из городка Фуэн-те Овехуна, против деспота-феодала, жестокого командора Гомеса. Превосходная фабула замечательной пьесы, естественно, полностью не укладывается в специфические формы балетного спектакля, однако, основная сюжетная линия и революционная насыщенность его сохраняются в большой мере.
В немалой степени сценическому воздействию спектакля способствует музыка советского композитора А. Крейна. Она чрезвычайно эмоциональна, богата народной испанской мелодикой, танцевальными ритмами, превосходно инструментована и в целом ряде драматических мест звучат исключительно ярко и сильно. Здесь кстати отметить работу даровитого дирижера заслуженного артиста И.Э. Шермана, с большим искусством и подъемом ведущего великолепный оркестр.
Постановщик спектакля, заслуженный деятель искусств, орденоносец Вахтанг Чабукиани (спектакль возобновлен засл. арт. орденоносцем В. И. Пономаревым), являясь первоклассным классическим танцовщиком, сумел щедро насытить весь балет большим количеством исключительно интересных, содержательных, экспрессивных танцев. В них много острой творческой выдумки, кипучего темперамента, подлинной зажигательности. Танцы, не прерываясь ни на одну минуту, сменяются один другим, захватывая своим богатством, разнообразием, красотой. Упрекнуть хочется режиссера только за излишнюю суетливость, далее пожалуй, какую-то кликушескую истеричность в финале последнего акта, когда женщины атакуют дворец командора. Это, нам кажется, и внутренне неоправданно и сценически выпадает из общего реалистического плана спектакля.
Исполнительница заглавной роли засл. арт., орденоносец Н. М. Дудинская, создавшая на протяжении своего творческого пути ряд ярких художественных образов,—в «Лауренсии» поднялась до высот большого творчества. Героический образ девушки, восставшей и сумевшей повести за собой родной народ, вылеплен чрезвычайно рельефно и остается надолго в памяти. Ее танцевальное мастерство находит здесь большой простор.
В роли Пасжуалы выступает эасл. арт., орденоносец Т. М. Вечеслова, танцовщица и актриса большого обаяния, изящная, тонко-музыкальная, с редким творческим диапазоном, позволяющим ей исполнять роли самых противоположных жанров— от трагической Эсмаральды до веселой Иаскуалы.
Трудная роль Хасннтм и, особенно, ее действенный, насыщенный глубоким драматизмом танец во второй картине, с большой воздействующей силой исполняет артистка Н. А. Камвова.
Засл. арт., орденоносец К. М. Сергеев, один из самых лучших классических танцовщиков, исполняет драматическую роль восставшего крестьянина Фрондосо с большой силой, создавая выпуклый характер народного героя, убивающего деспотического командора.
Артист М. Михайлов, даровитый драматический актер, весьма ценный для балетной труппы, сочен и жизненно реален в роли веселого юноши крестьянина в "Лауренсии".
Тонко очерчен и внешне выглядит совершенно в стиле старинных испанских портретов засл. арт., орденоносец Б. Шавров в роли командора Гомеса. Очень хороши в ролях стариков засл. артисты, орденоносцы Н. Солянмиков и Л. Леонтьев. Темпераментно, с большим огнем исполняют танец «фламинго» артисты Н. Стуколкина, С. Падае, Л. Дорфмай, А. Шелепов и танец с кастаньетами—засл. арт. В. Иванова и А. Андреева. Хороши в большом классическом танце артисты А. Пушкин и А. Писарев.
Высокой похвалы заслуживает весь великолепный кордебалет театра, создающий живой, подлинный образ массового героя, героя-народа, восставшего против деспотизма.
Цельности спектакля в большой степени способствуют колоритные декорации художника Натана Альтмана.
Весь спектакль в целом—сильное, воздействующее, насыщенное революционным дыханием сценическое произведение.
Сем. РОЗЕНФЕЛЬД.