Речь Черчилля в палате общин о его поездке В США и о военном положении

ЛОНДОН, 27 января. (ТАСС). 27 января Черчилль выступил в палате общин с двухчасовой речью о своих переговорах с Рузвельтом и о военном положении. Черчилль заявил, что со времени своего возвращения из США он пришел к выводу о необходимости потребовать поддержки в виде вотума доверия палаты общин. Как указал Черчилль, он договорился о том, что в течение 3 дней членам палаты будет предоставлена возможность свободной критики руководства и отдельных членов правительства, при условии соблюдения в прениях военной тайны. Черчилль подчеркнул, что первоначально намечавшаяся «беспощадная критика» правительства в процессе трехдневных прений, не обусловленных последующим голосованием доверия правительству, дала бы повод враждебным кругам печати и противнику объявить, что авторитет английского правительства подорван, что не отражало бы действительного положения. «За последнее время,—сказа Черчилль,—у нас не было недостатка в плохих новостях с Дальнего Востока, и мы считаем, что их будет еше больше; будет много рассказов об ошибках и промахах как в области предвидения, так и [утрачен фрагмент текста] проведении операций.

Именно потому, что дела шли плохо и что худшее еще впереди, Я требую вотума доверия». Продолжая мотивировать необходимость голосовать вотум доверия, Черчилль упомянул, что, «когда Гесс прилетел в Англию, он\был твердо убежден, что достаточно лишь ему получить доступ в некоторые круги общества. чтобы то, что [утрачен фрагмент текста] описывал как черчиллевскую кли[утрачен фрагмент текста] было отброшено от кормила пра[утрачен фрагмент текста]няя и было бы создано правитель[утрачен фрагмент текста]‚ с которым Гитлер мог бы вести [утрачен фрагмент текста]говоры о великодушном мире».

Три или четыре месяца назад, — [утрачен фрагмент текста] Черчилль,—нам пришлось стол[утрачен фрагмент текста] со следующим положением:[утрачен фрагмент текста]кие захватчики наступали, [утрачен фрагмент текста]дывая себе путь в России. Рус[утрачен фрагмент текста] сопротивлялись с предельным [утрачен фрагмент текста]змом, но никто не мог сказать [утрачен фрагмент текста] произойдет, падут ли Ленинград, [утрачен фрагмент текста]а Ростов и где будет устано[утрачен фрагмент текста] зимняя линия фронта герман[утрачен фрагмент текста]ойск. Теперь тоже никто. не мо[утрачен фрагмент текста]казать, где эта линия будет [утрачен фрагмент текста]лена, но положение коренным [утрачен фрагмент текста] изменилось.

[утрачен фрагмент текста] придерживались мнения, что [утрачен фрагмент текста]ны всеми силами помогать русским армиям. Прави[утрачен фрагмент текста] думало и парламент согла[утрачен фрагмент текста]тем, что наилучшая помощь, [утрачен фрагмент текста] могли оказать России. за[утрачен фрагмент текста] сь в поставках разного рода[утрачен фрагмент текста] оружия, в особенности танков [утрачен фрагмент текста]етов. Наши войска на родине[утрачен фрагмент текста] бежом в течение долгого вре[утрачен фрагмент текста] дно ждали этого оружия. Од-[утрачен фрагмент текста] послали премьер-министру[утрачен фрагмент текста] в точности то, чего он просил. [утрачен фрагмент текста] требованное количество было [утрачен фрагмент текста] и послано.Я должен, к сожалению, сказать, что из-за плохой по[утрачен фрагмент текста]ы возникла небольшая задержка. [утрачен фрагмент текста] будет возмещено в начале фе[утрачен фрагмент текста]я.

Принятое нами решение было про-[утрачен фрагмент текста]овано соображениями высшей [утрачен фрагмент текста] и политики, и всякий, кто [утрачен фрагмент текста] за чудесными достижениями.[утрачен фрагмент текста] может убедиться, это [утрачен фрагмент текста] признать первоочередных поставок. Конечно, на [утрачен фрагмент текста] не было только известным [утрачен фрагмент текста] в русскую победу, но оно бы[утрачен фрагмент текста] ржкой для России в часы ее [утрачен фрагмент текста] тяжелых испытаний. Я да[утрачен фрагмент текста] того, чтобы сожалеть, что мы не были в [утрачен фрагмент текста] елать больше 3 или 5 месяца [утрачен фрагмент текста] то время, когда герман[утрачен фрагмент текста] ступление, мы были особенно[утрачен фрагмент текста] ны тем, что бронетанковые ча[утрачен фрагмент текста]ерманской армии мгли форсро[утрачен фрагмент текста] Дн. захватить Ростов, вторгнуть[утрачен фрагмент текста] Кавказ и достигнуть бакинских[утрачен фрагмент текста] мыслов. такое продвижение [утрачен фрагмент текста] представило бы немцам[утрачен фрагмент текста] которой они начали испыты[утрачен фрагмент текста] серьезны недостаток, но это по[утрачен фрагмент текста] собой уничтожение рус[утрачен фрагмент текста] флота и потерю господства в [утрачен фрагмент текста] ном море. Это отразилось бы на[утрачен фрагмент текста]езопасности Турции и поставило бы под серьезную угрозу Иран, Ирак, Си[утрачен фрагмент текста] , палестину и, за пределами этих[утрачен фрагмент текста] ран, находящихся в настоящее вре[утрачен фрагмент текста] под нашим контролем, это постави[утрачен фрагмент текста] бы под угрозу Суэцкй канал и [утрачен фрагмент текста].

непосредственная. опасность. Задача заключалась в занятии Киренаики и уничтожении армии Роммеля. В интересах этой битвы в Ливийской пустыне английское правительство сосредоточило все, что было в его распоряжении.

В то время ка определилась эта[утрачен фрагмент текста] генерал фон роммель со [утрачен фрагмент текста] армией из 10 германских и[утрачен фрагмент текста] янских дивизий, укрепившихся в к[утрачен фрагмент текста] айе. готовился к решающей ата[утрачен фрагмент текста] Тобрук, что должно было стать[утрачен фрагмент текста] ией крупного наступления на [утрачен фрагмент текста] с запада.Длине Нила таким [утрачен фрагмент текста] угрожала одновременно опас[утрачен фрагмент текста] нападения с тыла, а также бо[утрачен фрагмент текста] я. но в некотором отно[утрачен фрагмент текста] смертельная опасность[утрачен фрагмент текста] севера».

[утрачен фрагмент текста] заявил, что в этой обаста[утрачен фрагмент текста] лийское правительсво. при[утрачен фрагмент текста] к расширению коммуни[утрачен фрагмент текста] жнем Востоке. решило[утрачен фрагмент текста] удар против армии Ром[утрачен фрагмент текста] от которой исходила непосредственная опасность. Задача заключалась в занятии Киренаики и уничтожении армии Роммеля.В интересах этой битвы в Ливийской пустыне английское правительство сосредоточило все, что было в его распоряжении.

Подводя итоги операциям, в Ливии, Черчилль указал, что он не берется предсказывать исход сражения, происходящего там в настоящее время.

Он подчеркнул, что на суше и на море противнику нанесен значительно больший ущерб, чем понесенный англичанами, и расстроены расчеты про- тивника на захват Суэца, Тобрука и Египта.

«Посмотрим,—продолжал Черчилль,—что произошло на другом фланге—в долине Нила, Палестине, Сирии, Ираке и Иране Здесь мы должны выразить благодарность России. Отвага русских армий отвратила опасность, которая, безусловно, угрожала нам. Кавказ, русские бакинские нефтепромыслы и крупные англо-персидские нефтепромыслы не попали в руки врага. Только благодаря победе на русском фронте на черноморском побережье мы спаслись от вторжения во все страны от Леванта до Каспийского моря, через которые можно проникнуть в Индию, Иран, Персидский залив, долину Нила и к Суэцкому каналу».

Подчеркну напряжение английских ресурсов в течение этих месяцев, Черчилль напомнило о требованиях, раздавшихся в Англии 3—4 месяца тому назад,—немедленно совершить вторжение во Францию или Голландию. «Если бы мы поддались этому сильнейшему искушению, —заявил Черчилль,—то каждая тонна наших судов, каждая флотилия, каждый самолет, вся мощь нашей армин—все было бы вовлечено в борьбу не на жизнь, а на смерть на французском побережье или на побережье Голландии, и тревожные события на Дальнем Востоке и на Ближнем Востоке оказались бы мелочью по сравнению с проблемой нового и еше более страшного Дюнкерка».

«В то время, как мы боремся с Германией и Италией здесь и в долине Нила у нас никогда не было возможности эффективно оборонять Дальний Восток. Я всегда подчеркивал это. Быть может действительно не все было сделано, но мы никогда не были в состоянии эффективно обеспечить оборону Дальнего Бостока против нападения Японии. Политика пра- заключалась в том, чтобы любой ценой избегать столкновения с Японией, пока мы не будем уверены, что мощные Соединенные Штаты также вступят в борьбу.

Наше производство вооружения является гигантским, и оно уже в течение некоторого времени являлось весьма значительным и продолжает увеличивается самым замечательным образом. В прошлом 1941 году мы выпустили в два раза больше вооружения п оборудования, чем мощные Соединенные Штаты, которые усиленно вооружаются. Производство танков удвоилось за последние шесть месяцев. В производстве легкого вооружения и снарядов мы удвоили цифры, которыми мы гордились шесть месяцев тому назад. В области авиационного производства наблюдается не только количественный рост, но также увеличение размеров и улучшение. качества машин, хотя я должен заявить, что я ожидал большого роста производства в этой области. Однако, это не имеет никакого отношения к тем приготовлениям, которые мы могли предпринять в Малайе, Бирме и вообще на Дальнем Востоке. В этом отношении нас ограничивали не войска и даже не вооружение, а транспорт.

Мы были в состоянии принять лишь довольно скромные и неполные меры на Дальнем Востоке против возможной опасности японского нападения. В Сингапуре мы действительно сосредоточили 60 тыс. человек, однако в отношении авиации, танков, зенитных и противотанковых орудий, а также боеприпасов приоритет был приоритет был предоставлен долине Нила. За это решение с точки зрения широкого стратегического аспекта, а также с точки зрения дипломатической политики в отношении России, я беру на себя полную личную ответственность.

«Относительно ожесточенных сражений, которые происходят сейчас на подступах к Сингапуру и на Малаккском полуострове, я не намерен делать какие-либо предсказания за исключением того, что эти бои будут вестись совместно английскими, австралийскими и индийскими войсками до последнего. дюйма территории.

Черчилль коснулся далее вопроса «об организации межсоюзных или же объединенных стран». «В настоящее время,—заявил он,—когда мы тесно сотрудничаем с Соединенными Шатами и должны тажже учитывать великий союз с Россией и Китаем и узы, связывающие нас с остальными государствами, входящими в объединение 26 стран, и с нашими Доминионами,—совершенно ясно, что наше, система организации должна быть значительно более сложной, чем она была до сих пор... Я договорился с президентом Рузвельтом. что вопросы войны могут изо дня в день всесторонне обсуждаться соответствующими военными и политическими руководителями, а также о том, что в Вашингтоне будет находиться орган, именуемый объединенным комитетом начальников штабов Соединенных Штатов и три офицера, представляющие английских начальников шабов в Лондоне.Этот орган будет давать советы президенту, и в случае расхождения во мнениях между английскими и американскими руководителями штабов или же их представителями эти разногласия должны быть урегулированы личным соглашением между президентом и мною. представляющими соответствующие наши правительства. Мы должны также стараться сотрудничать самым тесным образом с премьером Сталиным и Генералиссимусом Чан Кайши, а также с остальными союзными и объединенными державами.

Конечно, мы будем поддерживать о самый тесный контакт друг с другом по всем важнейшим вопросам политики. Для того, чтобы более, эффективно вести войну против Японии, мы договорились о том, чтобы я предложил соответствующим странам создать в Лондоне тихоокеанский совет.

Подводя итоги своим переговорам с Рузвельтом,Черчилль заявил: «Когда мы расставались, он пожал мою руку, говоря: «мы будем, бороться до самого конца, чего бы это ни стоило». Мы приняли много важных практических решений. Одно из них касается будущих операций и не подлежит оглашению. Другие были опубликованы. Первые отряды американской армии уже прибыли в Соединенное Королевство. Весьма крупные американские силы последуют за ними, как только представится возможность. Эти войска будут находиться на Британских островах и предоставят нашим войскам, находящимся в Англии, большую свободу передвижения, чем та, которой мы располагали до сих пор. Многочисленные американские эскадрильи истребителей и бомбардировщиков также примут участие в обороне Англии и в предстоящем наступлении против Германии. Залем мы создали лигу 26 объединенных стран, главными участниками которой в настоящее время являются Англия и Британская империя, Соединенные Шаты, СССР, Китайская республика и мужественные голландцы. Этот союз имеет своей целью уничтожить гитлеризм во всех его формах и проявлениях во всех уголках земного шара.

Самым важным является увеличение объединенного тоннажа наших судов. Американские программы, которые и до сих пор были обширными по своим размерам, увеличены на 100—160 процентов. Если эти планы будут выполнены, а я думаю, что они будут выполнены, то мы сумеем в 1943 году перебрасывать через морские пространства в 2—3 и даже в 4 раза большие армии, чем мы можем перебрасывать в настоящее время. Я ожидаю и до сих пор я из этого не делал секрета, что обеим нашим странам крепко достанется от Японцев в 1942 году, но я думаю, чт в недалеком будущем нам удается восстановить воению-морское господство в Тихом океане и мы начнем создавать эффективное превосходство в воздухе. А затем, опираясь на обширные районы Австралии, Индии и Голландской Индии, мы сумеем по- настоящему взяться за осуществление нашей задачи в 1943 году. Поражение Японии не повлечет за собой обязательное поражению Гитлера, в то время, как поражение Гитлера даст возможность, сосредоточить всю силу объединенных стран на осуществление задачи разгрома Японии: Однако, не может быть никакой речи о том, чтобы рассматривать войну на Тихом океане, ках второстепенную операцию. Единственное ограничение, которое будет мешать энергичному проведению этой операции на данном отрезке времени, будет наличие морского тоннажа».

Черчилль особо подчеркнул «вклад, который вносит Китай в общемировую борьбу за свободу и демократию» и заявил, что Англия «сделает все, что в ее силах для снабжения Китая оружием и другими материалами, в которых он нуждается, для того, чтобы изгнать захватчика со своей родной земли».

В заключение Черчилль заявил: Я остаюсь при своей первоначальной точке зрения,—когда я говорил, что нам предстоят кровь, упорный труд, слезы и пот; а пять месяцев спустя мне пришлось добавить, что нужно считаться со многими недостатками, ошибками и разочарованиями. Однако, поскольку я вижу, что сквозь облака пробивается свет, все шире озаряющий наш путь, я выдвигаю столь смелое требование о выражении палатой общин доверия, которое должно послужить дополнительным оружием в арсенале объединенных стран».