Не переводя дыхания
Наш завод работает не переводя дыхания. И днем, и в глубокую ночь, когда город окутывают туманы и мгла, в больших цехах завода люди трудятся с неистощимой энергией и любовью, делая чудесные изделия, живя интересами фронта. Стахановский разбег, начатый нами еще до войны и особенно ускорившийся за последние полгода, принес и продолжает приносить замечательные результаты. Один из стахановцев завода как-то сказал: «Смотрю на товарищей своих, на все, что делается вокруг, и чувствую, как согревает и воодушевляет меня это напряжение, эта отвага людей. С радостью думаю, что через какой-то небольшой промежуток времени моя продукция, ради которой жертвовал сном и отдыхом, сделает свое большое дело на фронте».
Такая же большая и благородная дума у всего коллектива завода. Такая же горячая и чистая любовь к своей родине, такая же великая ненависть к врагу у каждого рабочего и инженера. И это толкает людей на подвиги, заставляет их бороться за победу, за честь всего завода.
Война научила нас многому, потребовала решать более сложные вопросы своими силами. Заводу надо было давать неизмеримо больше продукции, чем в мирное время, при этом без каких-либо шансов на удовлетворение возросшей потребности в средствах производства извне, как это было раньше.
Чтобы выполнить основную оборонную программу, нам требовалась не одна сотня станков самых различных марок и назначений Острый недостаток производственных площадей не допускал возможности использования станков существующей производительности.
За решение новой задачи взялись наши конструкторы-машиностроители во главе с тов. Андренко и технологи завода. Их самоотверженный труд не замедлил сказаться на общем ходе работы. За шесть месяцев было дано четырнадцать типов крайне необходимых станков, вполне отвечающих поставленным требованиям, изготовлено такое количество их, какое было нам нужно.
Однако, задача не могла быть успешно решена, если бы в это дело не включились со всей производственной страстью коллективы наших машиностроителей. «Удастся ли так быстро освоить столько новых станков?» Этот вопрос волновал многих. Но машиностроители были уверены в своих силах. «В такое время,—говорили они,—надо преодолевать все невозможное». Проходили дни, недели, и мы радовались достигнутым результатам, поражались тому энтузиазму и смекалке, с какими, например‚ коллектив цеха, где начальником инженер-коммунист т. К. Д. Зайцев, осваивал и выпускал никогда не изготовлявшиеся на заводе станки. Имена патриотов этого цеха, мастеров Лихачева и Буданова, слесарей Сидорова и Волкова, шабровщика Серебрянникова, доводчика Шумихина и других неразрывно связаны с теми достижениями, которые дали заводу возможность удовлетворить нужды фронта. Многие из этих людей по пять суток не выходили из цеха, отдавая все силы выполнению порученного им задания.
Война потребовала капитального пересмотра всех технологических процессов. Этим мы могли обеспечить необходимый скачок вперед, выполнить быстро те большие по своему об’ему и сложности задания, которые поручило нам государство. Технологи работали над решением этой задачи с энергией, присущей советским людям военного времени. В короткий срок все было завершено. И вот результат: резко поднялась отдача оборудования. Особенно большое значение это имело в цехах Шарапова и Собенина. По предложению технолога Сайдакова в цехе Собенина, например, изменили режим работы автоматов, что дало очень ощутимый эффект.
Сегодня наши технологи, как и многие командиры производства и стахановцы, приобрели совершенно другой стиль в работе, чем раньше. Они не удовлетворяются сделанным, они знают, что завтра это может быть улучшено и что сделанное раз должно улучшаться постоянно. Таков стиль сегодняшней работы и начальника цеха тов. Бердникова, который не так давно стал возглавлять один из отстающих цехов. Положение в цехе резко изменилось, он уверенно движется вперед. Это произошло во многом и потому, что тов. Бердников прививает чувство самостоятельности мастерам цеха, учит их не успокаиваться достигнутым.
Для каждого человека нашего коллектива производство приобрело в эти дни значение фронтового, боевого участка, где работают до самопожертвования для победы над врагом. И стахановская доблесть наших людей в военное время—одна из ярчайших страниц в истории завода.
Слесарь-лекальщик цеха Повышева тов. Поносов недавно получил особо срочный заказ. Этот заказ решал судьбу выпуска важного изделия для фронта. Никто не сомневался в успехе стахановца, но и видавшие виды рабочие удивлялись подлинно героической работе этого человека. Когда прошли первые пять суток, Поносов еще не покидал цеха. Тут же наскоро он ел, несколько часов вздремывал и опять, боясь упустить драгоценное время, принимался за работу. Кто-то предлагал ему: «Иди, отдохни немного дома». А он отвечал:
— Нет для меня покоя до тех пор, пока не закончу это. Я себе вроде мобилизации об’явил.
Только к концу десятых суток, когда заказ был принят от него полностью, Поносов вышел из цеха.
А разве мало сделал для фронта слесарь лекальщик этого же цеха коммунист Астафьев, которого мы по праву называем кадровым гвардейцем завода. Астафьев выполняет исключительно точные приспособления и лекалы, и он никогда не был в долгу перед заводом.
Насколько рабочие и командиры цехов проникнуты сознанием своей ответственности перед фронтом, говорит и такой факт.
Однажды, когда мы решали вопрос оснащения завода станками, я вызвал начальника цеха Зайцева и сказал ему.
— Надо выполнить очень большой заказ. Обратись к рабочим, раз’ясни им положение, скажи, что директор не пожалеет средств для быстрого выполнения этого задания.
Начальник цеха так и сделал. Но один из рабочих взял тут же слово и взволнованно сказал:
— Обижаешь ты нас, товарищ начальник, говоря о средствах. Раз нужны станки, раз мы работаем для фронта, то неужели душа рабочая не откликнется. Сделаем станки, что бы там ни было.
И заказ был действительно сделан в рекордно короткий срок.
Галлерея наших героев производства, героев тыла растет и ширится с каждым днем. Мы видим в ней сегодня коллектив участка Куликова из цеха Шарапова, коллектив, который более чем в три с половиной раза увеличил выпуск деталей; людей участка тов. Березина в этом же цехе, поднявших за период войны выпуск продукции в 5 раз: смену мастера Плешкова из цеха Собенина, увеличившую отдачу деталей в минувшем полугодии в 10 раз. И еще многих других.
Отлично выполнять заказы фронта, чтобы тем самым ускорить истребление фашистских полчищ—остается нашим главным стремлением в наступившем году. Учитывая, что в ходе войны многие предприятия временно прекратили работу, мы смело взялись за освоение новых изделий для фронта. И уже даем их. Мы возьмемся за освоение всего, что потребует фронт, Государственный Комитет Обороты. Коллектив наш крепок и сплочен, сил у него всегда хватит.
Д. ЛУКЬЯНОВ—директор завода.