Беседа на привале
Среди горных отрогов в густом лесу идут вооруженные лыжники. Они растянулись длинной, узкой цепочкой. Впереди рассеялись по лесу разведчики. В центре отряда, поставленный на лыжи, движется пулемет, глядя на снежные высокие деревья своим черным глазом.
Ничто не звякнет на людях. Винтовки, подсумки с патронами, шанцевый инструмент—все пригнано и пристроено так ладно и крепко, что десятки людей скользят беззвучно, словно тени.
Вдруг впереди раздалась короткая очередь автомата. Где-то далеко в просвете между деревьями взмахнули красным флажком. Передовой лыжник как будто споткнулся и медленно свалился на бок. Остальные сразу рассыпались и потерялись в лесу. Только внимательно вглядываясь, можно заметить за толстыми соснами и елями людей. Шедший вторым стремительно прильнул к огромному кедру, и снова тишина в лесу. Только упавший человек медленно отползает в глубоком снегу, всем телом прорывая узкий снежный коридор...
***
На привале начался разбор тактических занятий. Отмечалась ловкость автоматчиков, пропустивших без выстрела малочисленную разведку и ударивших по основной группе. Приводится в пример хитрая маскировка тов. Гилева, который первым обнаружил снайпера. Взвод заканчивает учения, но люди еще не расходятся. После беседы агитатора, рассказавшего содержание свежего сообщения информбюро, возникает разговор о местных делах, в котором как бы подводятся итоги трудовых будней села. Председатель Ораловского сельсовета тов. Собянин, ездивший сдавать подписку на денежно-вещевую лотерею, говорит, что из суммы подписки в 2,5 тысячи рублей две тысячи уже внесено наличными. Другие дополняют, что в Говорливом подписались на 3 тысячи и внесли наличными 2800 рублей, то же в Велгуре.
Разговор переходит на охоту. В этом году разрешен отстрел лосей, надо выполнить план заготовки пушнины. Молодежь на фронте, и вот пожилые колхозники решили тряхнуть стариной.
В Верхней Язьве даже 60-летние Петр Филиппович Митраков и Филипп Иванович Гилев подписали охотничьи договора на полторы тысячи рублей каждый. Опытные охотники уже сдали пушнины на тысячу рублей. Вчера они ушли охотиться специально на лосей.
И еще одна тема. В вишерских лесах развернута заготовка березовой болванки для лыж и древесины для бумкомбината. Много мужчин и женщин ушло на работу в леспромхоз. На лесоразработках бригада Алексея Красильникова (Ораловский колхоз) выполняет задание на 105 процентов. Дмитрия Мальцева, из села Искор,—на 119, Григория Антипина, из Федоринского колхоза,—на 137 проц.
Говорят и о недостатках, о том, что не везде еще покончили с благодушными настроениями. Например, в Нижне-Язвинском, Сыпучинском, Шакшерском сельсоветах военная подготовка недооценивается. Там люди забывают, что скоро многие бойцы всевобуча могут встретиться не с условным, а с настоящим противником и в обстановке, при которой недостаточная предварительная подготовка может привести к лишним жертвам. То же и на трудовом фронте. Рядом с энтузиастами еще можно встретить и лодырей, позорящих своим поведением колхозное крестьянство. Так на лесозаготовках бригада А. Ильиных из 5 человек выполняет... 26 процентов нормы.
Когда расходились, один из колхозников по этому поводу резонно заметил:
— Их немного—этих людей, не понимающих своих обязанностей перед государством, но в условиях войны и они должны почувствовать силу дисциплины, выравняться по передовым.
Н. АСАНОВ.
Красновишерский район.