Забота о бытовых нуждах населения

Война, требующая мобилизации всех сил и средств для борьбы с врагом, накладывает свой отпечаток на все стороны жизни народа. Трудиться надо больше и лучше обычного. Только трудом, высокопроизводительным и самоотверженным, можно обеспечить нашу армию всем необходимым ей для разгрома немецких оккупантов. Жить надо скромнее обычного. Отказавшись от всяких излишеств не только в хозяйстве, а и в быту, можно дать больше средств фронту. Во время войны надо экономить во всем—с особой рачительностью расходовать сырье и материалы, топливо и продовольствие. Режим экономии сохранит огромные ресурсы для фронта.

Все это прекрасно понимают советские люди. Они ничего не жалеют для достижения победы над врагом. За родину, за честь ее и свободу, за светлую жизнь нашего и будущего поколения, за жен и детей, за счастье народное дерутся наши воины на фронте, трудятся рабочие и крестьяне в тылу. Отказывая себе в некоторых удобствах, к которым привыкли в годы мирной жизни, мирясь с лишениями, неизбежными в условиях войны, наши патриоты работают, не жалея сил для того, чтобы уничтожить проклятого врага, навязавшего нам войну со всеми ее тяготами.

Разве героические ленинградцы хоть на одну минуту опускают руки, когда враг подвергает город артиллерийскому обстрелу? Нет, несмотря на лишения фронтовой жизни, несмотря на ограниченные ресурсы продовольствия, население славного города Ленина с величайшим упорством трудится на фабриках и заводах, снабжая всем необходимым вооруженных защитников Ленинграда.

Разве героические москвичи спасовали перед трудностями, когда враг в октябре—ноябре бешено рвался к воротам столицы и многократными воздушными налетами пытался деморализовать ее население? Нет, дыхание фронта еще более закаляло москвичей и ни воздушные тревоги, ни напряженность военной обстановки на подступах к городу не могли оторвать людей от производства оружия, от стройки оборонительных укреплений, от охраны своих предприятий и жилищ.

И в прифронтовых районах, и в глубоком тылу миллионы людей трудятся без устали, без отдыха, не считаясь со временем, отказываясь от личных удобств во имя общего дела.

Но было бы глупо думать, что военная обстановка оправдывает отказ от обслуживания бытовых нужд населения, что это дело можно «отложить» до другой поры. Так могут думать бюрократы или бездельники, а не большевики. Наоборот, военные условия и неизбежные с этим ограничения как раз требуют, чтобы все организации, занятые бытовым обслуживанием населения, работали с исключительной четкостью, добросовестностью и аккуратностью.

Между тем замечается, что кое-кто прячет свою плохую работу, свою безрукость и бесхозяйственность, а порой и преступность, за трудностями войны. В столовой грязно, а уборщицы сидят сложа руки — при чем здесь война? Улицы в сугробах снега, дворники бездельничают—при чем здесь война? Топливо на складе есть, районный Совет не побеспокоился о доставке его к жилищам—при чем здесь война? Есть немало фактов, когда обслуживание населения ухудшается не потому, что нет, скажем, продуктов или топлива, или средств городского транспорта, а потому, что местные партийные и советские организации забывают о непременной большевистской обязанности—повседневно заботиться о нуждах населения.

Не случайно Московский комитет партии резко осудил отдельные попытки некоторых работников под предлогом близости фронта отодвинуть на второй план такие жизненные вопросы, как качество работы магазинов, столовых, прачечных. Недобросовестное отношение к налаживанию торговли, к обеспечению нормальной работы городского транспорта, к постановке общественного питания, к состоянию коммунального хозяйства, должно быть категорически осуждено всюду.

Недавно при обсуждения вопроса об обслуживании бытовых нужд населения в исполкоме Свердловского горсовета выяснилось, что мастерские местной промышленности и промысловая кооперация за последние месяцы ухудшили свою работу. Меньше стало мастерских по ремонту одежды, обуви, домашних вещей, меньше стало парикмахерских. Исполком горсовета указал руководителям промысловой кооперации и местной промышленности—Миляеву, Черепанову, Гулину, Железнову, Костыреву на их отвратительную работу. Вместе с тем позволительно спросить руководителей Свердловского горсовета и Свердловской городской партийной организации: где были они, когда обанкротившиеся работники местной промышленности свертывали мастерские, ухудшали бытовое обслуживание населения, грубо нарушая этим самым политику нашей партии и правительства?

Не так давно газета «Красная Татария» писала о совершенно неудовлетворительном состоянии городского транспорта. Директор городского трамвая Куликов, председатель исполкома Казанского горсовета Мурин сделали вид, что не замечают наступления зимы. К работе в зимних условиях транспорт не подготовлен и после первой метели трамвай остановился. В течение нескольких дней в Казани не работали трамвайные линии, связывающие центр города с районами, и сотни людей ежедневно опаздывали на работу. В Челябинске к зиме не отремонтировали бани. Чтобы помыться, надо стоять часами в очереди. Теперь заведующий коммунальным хозяйством Хохлович занялся... обследованием бань вместо их срочного ремонта.

На многих железнодорожных станциях возникла «проблема кипятка». Транспорт обслуживает миллионы пассажиров—военных и гражданских. Трудно при больших воинских перевозках создать на каждой станции особый уют, но обеспечить пассажиров кипятком во всяком случае можно. Между тем, на многих станциях кипятка нет. На станции Кинель, дороги имени Куйбышева, есть кубовая, которая может в сутки отпустить 2000 ведер кипятку. Отпускает она только 300—400 ведер. Так как немалая доля воды идет на мытье полов, в больницы, парикмахерскую и т. д., то пассажирам почти ничего не остается. Оказывается, станционная администрация не дает дров для кубовой. Два куба вообще бездействуют, так как кубовщиц посылают охранять багаж. Только наплевательским отношением к пассажиру можно об’яснить происхождение «проблемы кипятка» — проблемы, нестоящей и выеденного яйца.

В ряд восточных районов и областей нашей страны прибыло большое количество населения, эвакуированного из временно захваченной врагом территории, а также из прифронтовой полосы. Партия и правительство оказывают большую помощь эвакуированному населению. Но не все городские и районные исполкомы местных Советов сделали необходимое и возможное для трудового устройства приезжих, для обеспечения их жильем, топливом, медицинской помощью, питанием. Для работников эвакуированных предприятий можно и нужно быстро построить жилища облегченного типа, а в ряде районов строительство ведется медленно, плохо.

Товарищ Сталин учит нас тому, что забота о человеке является непременным долгом большевика. Сталинской заботой о людях должна быть проникнута работа партийных и советских организаций.

Забота о бытовых нуждах населения—это забота об условиях жизни и высокой производительности труда работников тыла, обслуживающего фронт.

(Передовая «Правды» за 5 января 1942 г.).