ЗАБОТЛИВО ОБУЧАТЬ НОВЫЕ КАДРЫ РАБОЧИХ
Формовщик Борисов и его ученик
Месяца четыре назад в литейный цех завода «Старый бурлак» прислали двадцать учеников. Их надо было быстро обучить формовке, потому что задания цеху увеличивались с каждым днем. Задания эти—фронтовые, нельзя было терять время на теоретические занятия. Новые формовщики должны были немедленно выдавать продукцию, обучать их приходилось на ходу.
Борисов тогда был рядовым формовщиком. Дело свое знал хорошо, но ничем особенным не выделялся. И уж. конечно, никогда не занимался педагогической деятельностью. А тут пришлось: просто некому было поручить обучение новичков.
Борисов рассудил так: лучше всего учить на практике. Свои собственные ошибки, если их сразу же разобрать и объяснить, ребята запомнят надолго. Практическому обучению предшествовало краткое общее введение. Формовщик провел учеников по цеху, рассказал, что здесь вырабатывается и в какой мере работа всего завода зависит от умения и старания формовщиков. Потом показал модели, объяснил из чего составляется формовочная земля и как ее трамбовать Выложил несложный формовочный инструмент: балотки, гладилки. На глазах ребят сформировал простейшую опоку. И сразу же велел формовать такие же.
Так началось обучение. Ваня Ивашин выделился с первого дня. Он все схватывал быстрее других, проявлял особенную сообразительность, вникал в суть дела.
Главной формой учебы стал разбор причин брака. А брака, конечно, сначала было у новичков много Ежедневно утром мы вместе с Борисовым отбирали все выбракованное за вчера литье, вызывали ученика и объясняли ему, что вызвало брак. Это были уроки теории на конкретных примерах. И я заметила, что сам Борисов неизмеримо вырос в техническом отношении, обучая других. К этому времени его выдвинули бригадиром.
Иванин порадовал своего учителя очень скоро. Он уже разбирался в качестве земли. Всё, что рассказывал ему об этом Борисов, он сразу применял на деле. И уже часто он предупреждал возможный брак, заставляя еще раз просеять землю, очистить ее от шлака, гвоздей, остатков каркаса.
Борисов не раз говорил ученику, что нужно особенно следить за стержнем — «шишкой». Это очень ответственное место детали. Шишка должна быть гладкая, сухая, с правильной проводкой воздуха. И Иванин не пропустит плохого стержня, сам обнаружит небрежность стерженщиц, пойдет к контрольному мастеру, добьется исправления.
Новичок уверенно перенимал все приемы работы квалифицированного формовщика. А тот использовал всякий повод, чтобы увеличить запас знаний своего ученика. В руки Борисова попала деталь с газовой раковиной. Он не преминул объяснить, отчего получилось отверстие, в чем виновата стерженщица и где промах формовщика. Иванин слушал внимательно и запоминал. Уж он постарается, чтобы по его вине никогда но портили литье.
Объяснил, показал, а дальше— действуй самостоятельно; не понял—спроси лишний раз; надейся на свои силы, не робей—вот принципы обучения Борисова, подсказанный ему жизнью. Это развивает инициативу учеников, приучает их думать над работой. Когда у Иванина шел большой брак но перекосу, он решил сам выйти из положения. Придумал перевернуть опоку, иначе ставить ев при формовке. Брак заметно уменьшился к обоюдной радости ученика и учителя.
Ученик Иванин догнал бывшего формовщика в отношении выработки. Его норма—28 опок, а он теперь формует иногда до 85 в смену. Но и формовщик Борисов ушел далеко вперед: стал мастером. Так они учатся оба, ученик и учитель. Так учится весь цех, за 4 месяца подготовив 20 новых рабочих и выйдя за это же время на первое место в заводе.
Р. ВОЛОШИНА- начальник литейного цеха.