ЗАБОТЛИВО ОБУЧАТЬ НОВЫЕ КАДРЫ РАБОЧИХ

Формовщик Борисов и его ученик

Месяца четыре назад в литей­ный цех завода «Старый бурлак» прислали двадцать учеников. Их надо было быстро обучить фор­мовке, потому что задания цеху увеличивались с каждым днем. Задания эти—фронтовые, нельзя было терять время на теоретиче­ские занятия. Новые формовщики должны были немедленно выда­вать продукцию, обучать их при­ходилось на ходу.

Борисов тогда был рядовым формовщиком. Дело свое знал хо­рошо, но ничем особенным не выделялся. И уж. конечно, никог­да не занимался педагогической деятельностью. А тут пришлось: просто некому было поручить обучение новичков.

Борисов рассудил так: лучше всего учить на практике. Свои собственные ошибки, если их сра­зу же разобрать и объяснить, ре­бята запомнят надолго. Практи­ческому обучению предшествова­ло краткое общее введение. Фор­мовщик провел учеников по це­ху, рассказал, что здесь выра­батывается и в какой мере рабо­та всего завода зависит от умения и старания формовщиков. Потом показал модели, объяснил из чего составляется формовочная земля и как ее трамбовать Выложил несложный формовочный инстру­мент: балотки, гладилки. На гла­зах ребят сформировал простей­шую опоку. И сразу же велел формовать такие же.

Так началось обучение. Ваня Ивашин выделился с первого дня. Он все схватывал быстрее дру­гих, проявлял особенную сообра­зительность, вникал в суть дела.

Главной формой учебы стал разбор причин брака. А брака, конечно, сначала было у нович­ков много Ежедневно утром мы вместе с Борисовым отбирали все выбракованное за вчера литье, вызывали ученика и объясняли ему, что вызвало брак. Это были уроки теории на конкретных примерах. И я заметила, что сам Бо­рисов неизмеримо вырос в техни­ческом отношении, обучая дру­гих. К этому времени его выдвинули бригадиром.

Иванин порадовал своего учи­теля очень скоро. Он уже разби­рался в качестве земли. Всё, что рассказывал ему об этом Бори­сов, он сразу применял на деле. И уже часто он предупреждал возможный брак, заставляя еще раз просеять землю, очистить ее от шлака, гвоздей, остатков кар­каса.

Борисов не раз говорил учени­ку, что нужно особенно следить за стержнем — «шишкой». Это очень ответственное место детали. Шишка должна быть глад­кая, сухая, с правильной про­водкой воздуха. И Иванин не пропустит плохого стержня, сам обнаружит небрежность стер­женщиц, пойдет к контрольному мастеру, добьется исправления.

Новичок уверенно перенимал все приемы работы квалифици­рованного формовщика. А тот использовал всякий повод, чтобы увеличить запас знаний своего ученика. В руки Борисова попала деталь с газовой раковиной. Он не преминул объяснить, отчего получилось отверстие, в чем ви­новата стерженщица и где про­мах формовщика. Иванин слушал внимательно и запоминал. Уж он постарается, чтобы по его вине никогда но портили литье.

Объяснил, показал, а дальше— действуй самостоятельно; не по­нял—спроси лишний раз; надей­ся на свои силы, не робей—вот принципы обучения Борисова, подсказанный ему жизнью. Это развивает инициативу учеников, приучает их думать над работой. Когда у Иванина шел большой брак но перекосу, он решил сам выйти из положения. Придумал перевернуть опоку, иначе ставить ев при формовке. Брак заметно уменьшился к обоюдной радости ученика и учителя.

Ученик Иванин догнал бывшего формовщика в отношении выра­ботки. Его норма—28 опок, а он теперь формует иногда до 85 в смену. Но и формовщик Бори­сов ушел далеко вперед: стал мастером. Так они учатся оба, ученик и учитель. Так учится весь цех, за 4 месяца подготовив 20 новых рабочих и выйдя за это же время на первое место в заводе.

Р. ВОЛОШИНА- начальник литейного цеха.