До революции деревня Половинка, Оханского района, как и тысячи ей подобных, имела четыре десятка дворов, причем в 23 из них не было никакого скота, а семь семей были даже бездомными, нищими. Во всей деревне насчитывалось пять свиней, 46 сох, 70 процентов жителей были неграмотными.
Сейчас все крестьяне Половинки - колхозники и входят в сельскохозяйственную артель «Новая деревня». 800 гектаров посева, большие скотные дворы, сотни машин и ни одного неграмотного.
Так неужели же люди «Невой деревни» отдадут свое счастье и позволят Гитлеру посадить на их шею заготовленного им царя?
— Все пойдем на войну, а планам фашистских гадов не сбыться! — заявили колхозники.
Вот почему был глубоко опечален колхозник Полуносов, когда из-за болезни его отказались взять добровольцем на фронт. Вот почему он не дает покоя врачу, утверждая, что совершенно здоров.
Огромная территория 48 волостей бывшего Оханского уезда до революции имела 2 — 3 убогих больницы. Теперь же только десятую часть этой территории обслуживает 8 замечательных больниц и несколько здравпунктов.
В оханских церковно-приходских школах училось 400 школьников, а сейчас в больших, светлых школьных зданиях одного района учится больше трех тысяч детей рабочих, колхозников и служащих. Нет, не в силах гитлеровских головорезов заставить народ разучиться писать и читать!
За годы Советской власти в районе выросла замечательная интеллигенция. Когда-то в деревне Средняя Казанка интеллигентом себя считал кулак — заправила Федотов да его развратный сын-офицер.
Революция смела кровососов, и расцвела в Казанке настоящая народная интеллигенция. Один колхоз выдвинул за эти годы трех человек на руководящую партийную работу, в том числе секретаря райкома партии, четырех — на административно-финансовую работу в крупные организации района, несколько учителей, врачей, мастеров и начальников цехов Югокамского завода, шоферов, трактористов н комбайнеров.,
Но особая гордость колхоза — их земляки командиры доблестной Красной Армии, бывшие бедняки Казанки. Младший командир М. Федотов, уже вступивший в бой с фашистами, И Лузин — средний командир Военно-Морского Флота, И. Заякин — командир пехотного подразделения, II. Лузин — летчик, М. Г. Власов — летчик, принимавший участие в спасении челюскинцев.
Бесстрашных, храбрых сынов дала родине бывшая Казанка. Никогда они не пустят стервятников на свою родную, любимую землю, не позволят превратить колхозников в рабов немецких помещиков.
За отвагу, за боевую доблесть, проявленную в борьбе с врагом, страна наградила орденами и медалями 89 бесстрашных сынов этого района. И многие из них, в момент новой опасности, с орденами на груди добровольно ушли сражаться против германского фашизма
За оружие взялись воины, испытанные в гражданской войне, в недавних боях с белофиннами. В горячих руках сжимают винтовку и два друга А. Ширинкин и М. Кожевников. Отважные, молодые юноши, чьи сердца с гордой радостью бьются за великое доверие народа.
Высокой стеной поднимается рожь на колхозных полях. В боевых рядах стоят тракторы и комбайны, готовые выйти на тучные поля. Идут красные обозы с хлебом, мясом и маслом.
— Это наш подарок бойцам Красной Армии, — говорят колхозники. — Пусть еще крепче бьют наши сыны немецких шакалов, тычут их погаными харями в землю.
Нет, никогда не отдаст своего счастья наш народ, не позволит надсмеяться над своим любимым отечеством.
Недаром на митинге, посвященном проводам бойцов, доброволец П. Заколодкин говорил:
—Моего отца враги убили, когда он с оружием в руках защищал нашу свободу. Его винтовку взял я, его сын. Много ненависти у меня к лютому врагу. Беспощадно буду мстить за смерть отца и еще больше за мать-родину. За каждый колос, втоптанный в землю, жестоко расплатятся фашистские собаки. Клянусь, что в борьбе не пожалею жизни.
А. СПАССКАЯ.