Первомайский концерт в театре имени Кирова

Такой концерт, если даже совсем и не знать оперных и балетных спектаклей этого театра, может дать полное представление о его артистических силах—и чисто музыкальных, и вокальных, и хореографических. Это подлинный смотр, парад, который принимает зритель, дающий опенку этих сил. Та обычная, обязательная театрализация, которая создается в сценическом воплощении оперного или балетного сценария— драматургическое действие, постановка, декорация, световые и прочие эффекты — здесь отсутствует и, стало быть, только натуральная, в чистом виде, исполнительская сила раскрывается перед зрителем в полной ее мере, со всеми достоинствами и недостатками.

Исполненная оркестром под управлением народного артиста А.М. Лазовского увертюра Чайковского «1812 год» прозвучала страстно и призывно, хотя сама по себе, как чисто симфоническое произведение, она не принадлежит к числу лучших вещей гениального русского мастера. Однако, глубина ее патриотических чувств, ее народность, мягкая напевность и национальный дух прекрасной русской песенки, использованной в увертюре Чайковским, как и весь боевой подъём и оптимизм вещи, захватывают слушателя и держат в большом напряжении. В этом несомненно заслуга превосходного дирижера, с исключительным мастерством извлекающего из партитуры все, что только можно из ибо извлечь. В этом также серьезная заслуга всего оркестрового коллектива — высококвалифицированного, чуткого и артистичного.

Сольные выступления ряда лучших вокалистов продемонстрировали ещё раз чисто певческое богатство театра, его незаурядные оперные силы. Заслуженный артист дважды орденоносец Г. М. Нэлепп, голос которого свежий, сочный и сильный, звучал одинаково красиво и в балладе Щорса и в отрывке из «Матери» Желобинского, исполнил оба произведения ярко и впечатляюще. Такой же высокой оценки (монолог Пугачева из оратории Коваля и песня «Вдоль по Питерской») достоин заслуженный артист орденоносец В. М. Фрейдков, чье прекрасное вокальное исполнение и драматическая передача слали общеизвестными. Заслуженная артистка орденоносец О. А. Кашеварова. знакомая по исполнению заглавной роли в «Чародейке», как всегда, тепло и трогательно пела арию кумы из «Чародейки» и песню Насти из оперы «Добрыня Никитич» Гречанинова Музыкально исполняет две песни композиторов Прицкера и Фарди обладательница красивого голоса заслуженный артист, орденоносец Розен. С большой театральной выразительностью поет заслуженный артист орденоносец Г. Н. Орлов, умеющий эффектно и ярко подать слушателю исполняемый номер. Артист Яшугин своим экспрессивным исполнением песни «Я с путевкой наркома пришел на Урал» композитора Фарди производят исключительно большое впечатление. Много юмора вкладывает он в передачу «Запорожца за Дунаем». Особенный успех выпал на долю обладателя очень красивого лирического тенора заслуженного артиста дважды орденоносца Н. Н. Середа. С редким артистическим подъёмом и вокальным блеском он исполнил украинскую песню «Солнце низенько» и дважды повторенную по требованию слушателей русскую народную песню «Всю то я вселенную проехал».

Хореографическая часть концерта. названная сюитой и изображающая три празднования Первого мая — в 1913, 1936 и 1942 гг.—во всей своей исполнительской части также стоит на обычной высоте ленинградского академического балета, лишь порой снижаемой до степени далеко не тщательно отделанных и просто хореографически неинтересных номеров. Это относится, в первую очередь, к хороводной кадрили и к лирическому танцу первой картины. Объяснить это можно, пожалуй, тем, что картина эта, вообще мало танцевальная. даже не балетная. является по существу пантомимой.

Во второй картине, насыщенной рядом уже знакомых по первому концерту превосходных танцев,— замечательным артистам ленинградского балета предоставляется немалый творческий простор. В русской пляске (постановка Н. А. Анисимовой) — прекрасна заслуженный артист орденоносец Ф. И. Балабина. чрезвычайно пластично, мягко, округленно исполняющая спой танец, несколько напоминающий такой же танец в «Коньке-Горбунке». С обычным своим мастерством танцевала заслуженная артистка орденоносец Н. М. Дудинская. В «Гопаке» (постановка Анисимовой) выделяются артистка П. А. Камкова и молодые исполнители В. Л. Богданов и Б. М. Брускин. Последние двое весело и темпераментно проводят танец скоморохов «Пегсхи». Чрезвычайно хорошо поставлены (Н.А. Анисимова) и прекрасно, во всех отношениях исполняются артисткой Н. А. Анисимовой и орденоносцем В. В. Фидлером очень красивые по рисунку и этнографическому колориту курдский танец и танец «Юла». Интересен узбекский танец «Пахта» (постановка Анисимовой), в котором своеобразна и красочна арт. Н. Ф. Вдовина. С подлинным юмором поставлен карельский танец (постановка М. М. Михайлова). исполняемый артистами М. М. Михайловым и Т. К. Капустиной.

Третью картину с большим драматическим мастерством и подлинным артистическим волнением проводит засл. агт. орденоносец Т. М Вечеслова, чему чрезвычайно способствует сильная и воздействующая музыка-прелюд Рахманинова и концовка Глазунова.

Можно не согласиться с драматургическим толкованием мая 1942 года, показанным театром, ибо наш май типичен в данном случае вовсе не сожженной фашистскими вандалами деревней, а главным образом, гигантским трудовым подъёмом всего советского народа, заявившего «о желательности объявления в текущем году 1 и 2-го мая рабочими днями». Можно также не считать удачей драматургов вторую картину сюиты, ибо она почти целиком, в виде простого ряда танцевальных поморов, автоматически перенесена из другого концерта. Дело не в сценарии, очень далеком от профессиональной драматургии. Ценно то, что все участники концепта создали исполнительски-прекрасный вечер — содержательный. богатый выдумкой и превосходным сценическим воплощением творческой мысли композитора и балетмейстера.

Весь театр в полом—его оперная, балетная музыкальная части — с полной убедительностью снова продемонстрировал свой высокий художественный уровень.

С. Розенфельд