Вечернее сообщение 5 сентября
В течение 5 сентября наши войска вели бои с противником северо-западнее и юго-западнее Сталинграда, а также в районах Новороссийска и Моздок.
На других фронтах существенных изменений, не произошло.
За 4 сентября частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено до 20 немецких танков и бронемашин, более 100 автомашин с войсками и грузами, подавлен огонь 8 батарей полевой и зенитной артиллерии, взорвано 5 складов боеприпасов, повреждено 3 железнодорожных эшелона, рассеяно и частью уничтожено до батальона пехоты противника.
. . . Северо-западнее Сталинграда наши войска, обороняли занимаемые позиции на отдельных участках вели активные боевые действия. В ходе боев гитлеровцы несут большие потери. Только одно наше соединение за последние дни истребило до 3000 немецких солдат и офицеров, уничтожило 19 танков, 13 орудий, 40 пулеметов, 16 минометов, 20 автомашин и 2 самолета противника. На одном из участков немцы предприняли наступление, бросив в бой до полка, пехоты и 30 танков. Наши бойцы отбили атаку противника. На поле боя немцы оставили 230 трупов и 8 подбитых и сожженных танков.
. . .
Юго-западнее Сталинграда танки и пехота противника, при поддержке крупных сил авиации, предприняли ряд ожесточенных атак. Советские части стойко встретили новый натиск врага. Несмотря на значительное численное превосходство, немцам не удалось продвинуться вперед.
Наши артиллеристы и минометчики произвели огромные опустошения в рядах противника. Минометчики Н-ской части несколькими залпами накрыли большое скопление пехоты неприятеля и истребили 1.200 немецких солдат и офицеров. В течение дня уничтожено 17 танков и 70 автомашин с пехотой противника.
...
Северо-западнее Новороссийска крупные силы противника после артиллерийского обстрела и о бомбежки с воздуха перешли в наступление. У переднего края обороны моряки-бронебойщики, под командованием тт. Волкова и
Шишкова, подожгли 65 немецких
танков. Разгромлено 2 немецких роты и эскадрон румынской кавалерии. Только после того, как гитлеровцы подтянули новые силы, наши части отошли на новые позиции.
В воздушном бою летчики капитаны Ефимов, Сухов, Хамедов и Теплов сбили по одному немецкому истребителю.
В районе Моздок наше гвардейское соединение атаковало переправившуюся через водный рубеж группировку противника. Гвардейцы к исходу дня выбили неприятеля из населенного пункта.
Уничтожено до батальона немецкой |
пехоты, 13 автомашин, 6 орудий и разбита переправа, через водный рубеж.
. . .
На одном из участков Западного фронта танкисты Н-ской части нанесли противнику серьезные потери. Уничтожено 26 противотанковых орудий, 4 пулемета, 8 противотанковых ружей
и разрушено 108 ДЗОТ’а.
Противник потерял только убитыми до 700 солдат и офицеров.... За последние два дня под Ленинградом уничтожено 39 и подбито 6 немецких самолетов. Из числа уничтоженных немецких самолетов—20 сбито в воздушных боях летчиками Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота, и 19 самолетов противника сбито огнем зенитной артиллерии.
Сдавшийся в плен солдат разведотряда 111 немецкой пехотной дивизии Альберт М. рассказал: «Наша дивизия в июле перешла, в наступление. В первом же бою 70 пехотный полк был почти полностью уничтожен русскими».
. . .
Ниже приводятся выдержки из записной книжки, найденной у убитого командира роты 18 венгерского полка старшего лейтенанта Купор:
«...День прошел спокойно. Слушали будапештское радио. Странно—радио утверждает, что венгерские части отбили все атаки русских. На самом же деле наша 7 дивизия не смогла уничтожить переправившихся через реку русских и вынуждена была отойти, потеряв много солдат и оружия.
...Устроил проверку. Ужасно много недочетов, снаряжение грязное, рваное. Приказал подвесить командиров отделений и тех гусар у которых лошади заболели чесоткой. (В венгерской армии провинившихся солдат избивают плетьми или подвешивают за руки).
..Немцы ничего не дают. В машинах нет бензина, запретили тратить патроны, так что плохо воевать. Дорого обойдется Венгрии союз с Гитлером».