В ВОРОШИЛОВГРАДЕ

Красноармеец Александр Пономарёв один из защитников Ленинграда, получил недавно следующее письмо от своей сестры:

“Добрый день, дорогой мой брат Шура!”

Сообщаю тебе, что я нахожусь сайчас в городе Горьком. А попала я так. Когда город наш забрали, то сразу немцы расселились по квартирам. У нас стоял какой-то большой немец. Он посмотрел на фотокарточки и спрашивает: “Что за карточки? Говори, старуха. Она ответила: “Это мой сын”. “А где он сейчас”. “На фронте”. Он эту карточку забирает, спрашивает: “Где он служит? Он партизанщик. Давай переводчика”. Он обижал и сейчас пришёл назад. Переводчик ему всё зачитал и взял твои карточки с отцом и понёс к себе, потом прибегает, говорит: “Эй, матка, пошёл”. Она спросила: “Куда?”. Знаем куда, за сына партизана рассчитайся душой”. А мне говорит: Ты девочка молодая, не плачь, твою мать завтра повесят. Она не одна. Я переночевала в подвале, а потом вышла утром, куда он говорил, села на кладбище точно смотрел, ведут 45 женщин, идёт мать, она шла с правой стороны. Они висели два дня.

Которые падали их снова вешали. А я убежала, всё бросила, приехала в город Горький к твоей жене . Вот, дорогой братик, сколько забрал немец в плен, то издевается, то всех режет, а потом стреляет или вешает. Бей его негодяя! От него ушла твоя сестра Маруся Пономарёва.

Вот что сделали немцы в Ворошиловграде, в славном рабочем Луганске. Вот что они сделали в тысяче городов и сел. Если немцы не повесили женщин Ленинграда, то это только потому, что Александр Пономарёв и его боевые друзья не пустили немцев в город Ленина. Молча, потупив глаза, прочтут бойцы, оставившие Волгоград о смерти матери Александра Пономарева; страшно потерять свою мать, страшно и отдать на смертные муки мать товарища, красноармейца. русского человека.

Александр Пономарев пишет: «Пока бьется сердце в груди, буду мстить за мять». Мстить будет не он один. Мстить будем мы за наших матерей, за нашу мать-родину.

Илья ЭРЕНБУРГ.

Из газеты «Красная звезда», 9 сентября 1942 г.