КОГДА ЛЮДИ НЕ УМИРАЮТ

Николай Князев прожил на свете всего лишь 25 лет. Он был очень хорош собою. Стройный, белокурый, с молодым, свежим лицом и ясным взглядом. У себя в роте он часто говорил:

— Разведчик должен не спускать глаз с немцев. Это верно. Но есть у врага явные и тайные пособники, озлобленные не меньше, чем фашисты. Таких надо выявлять и уничтожать.

И Князев был верен себе. Он не щадил в бою открытых врагов. Неумолимо проследовал и изменников.

***

Зимний вечер В селе, где побывал фашистский карательный отряд, —ни огонька, ни человеческого голоса, Только в избе старосты Евстратьева освещены все окна. Евстратьев недавно вернулся из немецкого штаба. Там ему поднесли водки. Маленький, почти карлик, хромой на левую ногу, он ковыляет взад и вперед по горнице, возбужденно говорит жене, потрясая бумажкой:

— Ты послушай, дуреха, что тут написано! «..все должны подчиняться старосте». Сам полковник печать поставил Руку мне жал. Теперь опять мы—первые люли на селе. После войны опять торговлю развернем.

Вдруг в сенях стукнула незапертая дверь. В избу вошли красноармейцы Впереди—Князев. Он вырвал у остолбеневшего старосты бумажку.

— А ну, собирайся с нами.

...Кони резко мчат по дороге большие сани. Скрипит снег под полозьями, бьет в лицо морозный ветер.

Сзади послышался треск моторов. Он—все ближе. Лучи фар осветили дорогу. Двенадцать мотоциклистов выслали немцы в погоню за разведчиками.

Князев приказал приостановить лошадей.

| — Вылезай—сказал он лучшему своему разведчику Никите Буслову. — Задержи немцев. А остальные поезжаайте Обязательно доставьте пленного. Это—но простой староста. Это—атаман шайки шпионов, засланных к нам фашистами.

В мотоциклистов полетели гранаты. Две передние машины перекувырнулись. Остальные повернули назад. Но немцы успели дать несколько очередей из автоматов. Пуля попала в сердце Киязеву.

***

Разведчики привезли тело павшего команлира. Своими руками они сделали обелиск. Любовно покрасили о этот скромный памятник. Над свежей могилой прогремели прощальные залпы.

Николая Князева не стало, Но он как бы живет среди нас.

Недавно на улице одного из прифронтовых городков был задержан человек в форме советского командира. Он оказался шпионом, спущенным у нас в тылу на парашюте с немецкого самолета На шпиона указал староста Евстратьев, пойманный Князевым

Ученик Князева боец Никита Буслов говорит:

— Я буду бороться с врагами по- князевски

Дух Князева живет в его разведчиках.

Пройдут года, подлые кости двуногих зверей, ворвавшихся на нашу землю, истлеют. Бесследно вымрет проклятый род предателей евстратьевых.

Теплыми летними вечерами, на кургане, около красного обелиска будет собираться народ—старики, дети, молодежь. В травах, листьях берез прошелестит сумеречный ветерок. И под этот тихий шелест один из сподвижников Князева расскажет людям о его славных делах.

Поднимется русоголовый пионер и воскликнет:

— Хочу быть похожим на Князева!

К. ГОРБУНОВ.

Северо-Западный фронт.