НАШИ УЧЕНЫЕ

Профессор Парин

День молодой швеи начался радостно и оживленно. Вокруг нее суетились счастливые люди Это были актеры, которым предстояло выступить вечером в премьере. Швея улыбалась, глядя на окружающих, на свою работу Ей казалось—героиня оперы должна быть чудесна в этом платье.

Потом надо было сделать примерку. Взяв в одну руку ножницы, вдругую—прочие атрибуты своего ремесла, портниха пошла в уборную актрисы. Она уже стояла у порога, когда дверь неожиданно распахнулась. Вслед за этим страшный вопль раздался под сводами театра.

На полу лежало бесчувственное тело швеи. Удар двери глубоко вонзил ножницы в область сердца. Почти умирающую женщину увезли в клинику.

Спасти жизнь было нелегко. Профессор. Василий Николаевич Парин установил ранение сердца. Но разве операция над сердцем могла принести успех?! Путь хирургу преграждало много загадчного и неведомого в этой области. А человеческое сердце. О! Профессор хорошо знал его цену.

Но он решился оперировать, и, как всегда. принялся, за работу с чувством. глубокой ответственности. Он вскрыл околосердечную полость. Но в этот момент бурный фонтан крови ударил из раны предсердия. Профессор был закален, он провел в жизни много серьезных операций, но он знал, что даже опытный хирург мог растеряться. Он не растерялся, он помнил: перед ним—сердце, долг его сделать все для спасения жизни.

Василий Николаевич быстро остановил кровотечение, сначала введением тампона затем умело заткнув рану сердца своим пальцем. После искусного наложения на сердце четырех швов, кровотечение полностью приостановилось.

Как ни трудна и ответственна была операция, хирург работал с особенным наслаждением, напрягая до предела свои умственные и физические силы, зная, что уже через час, два он сможет сказать себе: жизнь спасена.

Недавно профессор получил из Пятигорска интересное письмо

— Это был для меня хороший день,—взволнованно рассказывает он, — Письмо от медицинской сестры, Кто бы вы думали? Та самая швея. С момента операции прошло 14 лет. Она совсем здоровая женщина, вышла замуж, имеет двух детей. И теперь, в дни войны, стала медсестрой, работает в госпитале.

Где бы ни находились люди, которых Василий Николаевич Парин вырвал из объятий смерти, они помнят о нем, часто присылают письма с теплыми словами любви и благодарности. И в этом профессор видит высшую оценку своей работы.

Уже 35 лет стоят он у операционного стола, свыше 20 лет на профессорской кафедре. За это время проделаны сотни исключительно сложных операций. Слава большого хирурга пришла к нему не сама собой, она была завоевана самоотверженной работой на своем посту. Василий Николаевич не просто блестящий хирург, не только мастер своего трудного и благородного ремесла. Он ученый- новатор, который не обходит трудное и опасное. Смысл его научно-врачебной деятельности —находить практическое решение нерешенного. Он идет своим путем, углубляет своими работами возможности хирургии по спасению жизни человека.

Когда началась война, старый профессор молнировал Наркому. В столь ответственный для родины период он хотел принести максимальную пользу и предлагал себя в полное распоряжение правительства по оказанию помощи раненым Василия Николаевича назначили главным хирургом госпиталей Молотовской области.

Парин обладает богатым опытом по военно-полевой хирургии, приобретенным еще в русско-германскую войну 1914 — 18 гг. и во время борьбы с Финской белогвардейщиной. Он передает этот опыт работникам госпиталей, ежедневно оперирует сам, организует научные межгоспитальные конференции. В войну 1914—18 гг. он видел тяжкий путь русского солдата на войне. И с тех пор с особой любовью отдается работе по спасению раненых бойцов.

Хирургический талант Парина проявляется в дни отечественной войны необычайно широко. Он с успехом ведет самые неожиданные редкие и очень сложные операции.

Больного доставили в энский госпиталь в безнадежном состоянии. У него было одновременное ранение пищевода и крупного кровеносного со-суда на шее. Тяжелое, угрожающее жизни кровотечение из большой раны немыслимо было ничем остановить. Требовалась весьма рискованная операция.

Но кто отважится ее сделать? История хирургии очень немного могла подсказать даже специалисту. За всю историю ее существования во всех странах успешно проведенных операций на самом крупном кровеносном сосуде—безымянной артерии известно только 24. В России до 1918 года их было четыре, одну из которых в свое время Василий Николаевич Парин. Операция на безымянной артерии технически очень трудна и при малейшей неосторожности может привести к смерти.

Жизнь раненого красноармейца была в этот момент особенно дорога профессору. Когда профессор появлялся в палате, боец смотрел на него умоляющим взглядом, протягивал в нему в надежде свои нервные руки. И Василий Николаевич. понимал, что обязан спасти его.

Казалось, он мобилизовал весь арсенал своих знаний. все свое умение, приступая к операции. Безымянная артерия находится глубоко. Поэтому пришлось удалить верхнюю часть грудины, частично удалить сочленение грудины с ключицей. Профессор действовал точно и быстро, но действовал осторожно—лишним движением можно было поранить вены или легкое. Наконец, безымянную артерию удалось перевязать, Жизнь красноармейца была вне опасности. Однако, раненый пищевод требовал обязательной операции на желудке. Василий Николаевич сделал и это.

Организм бойца с каждым днем все больше наливался силами. Горячо и восторженно писал выздоравливающий друзьям и родным о хирурге Парине, который вернул его к жизни «Работает этот профессор, — писал боец,—как лучшие наши фронтовики».

Он уехал из госпиталя здоровый и бодрый, со слезами радости на глазах, готовый через некоторое время вернуться в строй. к тем, кто защищает страну от фашистских извергов.

Профессору Парину спустя некоторое время пришлось оперировать еще одного больного с ранением безымянной артерии. И на этот раз также с отличными результатами. Боец воз- вращался из, госпиталя полностью выздоровевшим.

Диапазон хирургической деятельности Василия Николаевича весьма широк. Помимо редчайших по сложности и различных по характеру операций он многое сделал по восстановительной хирургии. Вышедшие из его клиники профессора Н. Ф. Степанов и Б. В. Парин и ряд доцентов целиком посвятили себя этому делу.

Сейчас Василию Николаевичу Парину 64 года, но жизненный импульс его так же высок, как и раньше. «Кто работает,— говорит он,—тот всегда молод». А его труд— благородный и беззаветный труд по восстановлению здоровья бойцов. командиров, трудящихся—дает ему каждый день новые силы. В сердце профессора горит жгучая ненависть к фашистским вандалам и большая любовь к отчизне своей. Он переносит эту любовь к отчизне своей. Он переносит эту любовь на каждого раненого бойца и командира, помогает им быстрей вернуться в строй. Работая напряженно в госпиталях и клиниках, он не оставляет чтения лекций в институте, попрежнему находит время для писания научных| работ. Всего их у Парина—свыше 70, плюс две капитальных монографии. Значительное количество работ—оборонного характера. И одна из после них посвящена актуальному вопросу о поздних кровотечениях после ранений,

И столь же многогранна его общественно-научная работа. В различные годы Василий Николаевич председатель научно-медицинских обществ; член правления о-ва хирургов СССР. Он принимает активное участие в организации Ижевского медуниверситета, удостаивается звания заслуженного деятеля науки Удмуртской АССР. Избирается членом райсоветов гор. Молотова. Наркомздрав неоднократно назначает его председателем квалификационных комиссий при вузах различных городов. Тридцать лет назад Василию Николаевичу была присуждена ученая степень доктора медицинских наук. Только за последнее десятилетие из его клиники вышло 8 профессоров и 7 кандидатов медицинских наук. Большое число учеников В. Н. Парина—на фронте.

***

Страна высоко оценила труд ученого—патриота. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта, 1942 года профессор Парин за самоотверженную работу по лечению бойцов награжден орденом «Красной звезды».

Бор СТЕРН.