Бои в горах
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. 15 сентября. (Спецкорр. ТАСС). С широкой приморской магистрали машина сворачивает в ущелье. Узкая каменистая дорога круто поднимается в гору и у небольшого горного селения обрывается.
— Дальше машину не пройдет, — предупреждает регулировщик. В разные стороны тянется несколько горных троп. Еще не так давно здесь молено было встретить только редкого пешехода или легкую тележку на двух колесах. Теперь вдоль этих тропок, через хребты и быстрые горные речушки протянулись провода связи. Где на повозках, где вьюком на огневые позиции беспрерывно идут боеприпасы, двигается пополнение.
Н-ская часть держит оборону по ту сторону узкого перевала. С одной стороны дороги—ущелье с крутыми обрывистыми склонами, с другой—почти отвесные скалы. Ни съеезда, ни окольного пути. Чтобы продвинуться дальше, перевала не миновать. Вначале немцам ценою больших потерь удалось захватить перевал, и они уже готовились к дальнейшему прыжку в глубь гор.
Н-ская часть получила приказ выбить немцев с перевала. Взбираясь на неприступные скалы, преодолевая густые сплетения колючего шиповника, небольшие подразделения автоматчиков обошли вражеские заслоны и заняли исходное положение для атаки.
Штурм начался по сигналу. Одновременный стремительный удар с разных сторон был для немцев полной неожиданностью, и бойцам сразу же удалось захватить важные подступы к перевалу. Однако, оправившись после первого замешательства, фашисты открыли сильный огонь из минометов и пулеметов Наши бойцы были вынуждены залечь. Это угрожало срывом всей операции. Разведчик Николай Волобуев быстро пробрался в тыл врага и точно засек расположенно его огневых средств. По этим данным наши артиллеристы и минометчики несколькими залпами подавили большинство огневых точек противника, и бойцы снова ринулись в атаку.
Первым ворвался на вершину перевала младший лейтенант Виктор Лангут с 13 бойцами. Здесь смельчаки вступили в рукопашную схватку с гитлеровцами. Когда после неудачной попытки зайти во фланг одного из подразделений, фашисты окончательно покатились назад, Лангут со своей группой начал их преследовать. Более шести километров гнали они гитлеровцев от перевала, истребляя их автоматным огнем, не давая остановиться для занятия обороны. На горной дороге немцы бросили более 60 повозок с боеприпасами, два орудия, много винтовок и другого оружия.
Перевал и подступы к нему со стороны противника остались в наших руках. Однако, враг не оставил мысли вернуть утерянные позиции. Немцы каждый день безуспешно предпринимают по нескольку атак, бросая в бой небольшие подразделения автоматчиков, прикрывая их минометным, артиллерийским и пулеметным огнем. Время от времени гулко гремят в горах артиллерийские залпы с той и другой стороны, чаще переговариваются пулеметы, автоматные очереди вспыхивают беспрерывно то здесь, то там.
Таково положение и на других участках. В предгорьях Северного Кавказа днем и ночью идет упорная борьба за дороги и горные проходы. Немцы непрерывно предпринимают попытки овладеть этими путями, ведущими к Черноморскому побережью. Наши части отбрасывают их назад, контратакуют, изматывают ожесточенными боями впереди основных своих позиций. Бои носят характер коротких огневых стычек, засад, ловушек.
Рота лейтенанта Берсекова, занимающая оборону по склону горы, недавно отразила три яростных атаки немцев в течение четырех часов. Укрывшись за выступами и деревьями, бойцы метким огнем разили наступающих фашистов. Тех, которым все же удавалось приблизиться, уничтожали в рукопашных схватках. В третью атаку немцы бросили против роты целый батальон, поддержанный минометным огнем. Защитники горного рубежа не дрогнули. Они уверенно лежали в своих укрытиях, ведя непрерывный огонь. Лейтенант Берсеков связался с артиллерией, и вскоре через головы бойцов со свистом полетели снаряды. Немецкая атака снова захлебнулась, рота поднялась в атаку и отбросила фашистов на три километра от своего рубежа. В трех схватках немцы потеряли убитыми около 200 человек.
Немецкая колонна шла по горной дороге на подкрепление одной части, сильно потрепанной в предыдущих боях. Об этом узнало от разведчиков командование Н-ской части и решило уничтожить вражеское пополнение на марше. Младший лейтенант Клевакин со своим взводом вышел в засаду. Войны пересекли хребет и вышли в тыл немцев на дорогу, по которой двигалась колонна.
Немцы шли, не подозревая, что впереди за каждым уступом и деревом для них таится смерть. Когда половина колонны обогнула скалистый выступ, в нее полетела граната. Это был сигнал к атаке. Застрочил пулемет Кирюшкина, замаскированный как раз против изгиба дороги. На него была возложена задача фланговым огнем рассечь колонну на две части. Одновременно второй ручной пулемет ударил в хвост колонны, а автоматчики, стрелки, гранатометчики—в голову.
Колонна была полностью разгромлена. На горной дороге осталось более 150 немецких трупов. Взвод Клевекина, не потеряв ни одного бойца, вернулся в часть с пленными.
Внезапные налеты пытаются применить и немцы. На-днях группа немецких автоматчиков просочилась в расположение одной нашей части и пыталась напасть на ее штаб. Однако она во-время была замечена и полностью истреблена. Преследуя автоматчиков, подразделение Тволебойшвили выбило немцев и с основных позиций. Бойцы ворвались в соседнее горное селение и, заняв половину его, держат этот выгодный для нас рубеж. Фашисты по нескольку раз в день предпринимают атаки, но успеха не имеют.
Бои продолжаются, бои упорные и жестокие. Отдельные селения к высоты по нескольку раз переходят из рук в руки. Советские войны крепко держат горные рубежи.
И. Лапоногов