Летом 1937 года на белградском аэродроме приземлился германский военный самолет, на борту которого находился Геринг. Население столицы Югославии сразу же узнало, что в Белграде находится один из убийц испанских женщин и детей. Не прошло и получаса, как на улицах и площадях города возникли многотысячные стихийные демонстрации. Демонстранты несли плакат, на котором был изображен Геринг с руками, запачканными кровью германского и испанского народов.
Спустя несколько месяцев в выставочном павильоне в Белграде I Муссолини организовал для белградского населения выставку: «Достижения фашистского искусства». У самого входа стоял на деревянных ножках большой бюст Муссолини. Уже в первый день кто-то из посетителей толкнул бюст и он разбился, а вечером другой посетитель на то место, где стоял бюст, приклеил бумажку, на которой можно было прочесть: «На этих ножках должен стоять дуче».
Можно было бы привести сотни других фактов, но и этих двух достаточно, чтобы понять, как население Югославии относится к фашистским извергам.
Неудивительно поэтому, что народы Югославии отнеслись исключительно враждебно к предательской политике правительства «пятой колонны» Цветковича, присоединившегося в марте 1941 года к фашистской «оси». В то время как Цветкович подписывал в Вене пакт присоединения к фашистским державам, в Белграде, Загребе и в других городах, на заводах и фабриках, в университетах и в учебных заведениях Югославии происходили митинги и демонстрации против продажной политики правительства и против фашистских палачей Германии и Италии. В ночь на 26 марта демонстрации приняли серьезный характер.
В городе Баня—Лука было убито 14 человек. В гор. Крагуевац большая толпа прорвалась через полицейский кордон. Крупнейшая демонстрация состоялась в гор. Княжевац. К демонстрантам присоединился отряд солдат из местных военных казарм со своими офицерами.
Возмущение народа достигло кульминационного пункта в день возвращения продавших страну «руководителей» правительства Югославии. В Белграде на многих заводах были об’явлены забастовки протеста. На митингах были приняты резолюции протеста против политики правительства. Рабочие требовали защиты независимости народов Югославии.
Крестьяне, особенно в Сербин и Черногории, не отставали от рабочих. Тысячи крестьян двинулись из деревень в города и вместе с городским населением демонстрировали против продажного изменнического акта, совершенного правительством Цветковича в Вено. Правительство же Цветковича готовилось выступит с оружием против народа, — этого требовали его хозяева — германские фашистские заправилы Но под нажимом масс правительство рухнуло и к власти пришло правительство генерала Симовича.
Беспрерывные демонстрации населения столицы, длившиеся несколько дней, к 27 марта превратились в огромные потоки, которые двигались по улицам весь день, всю ночь и даже на следующий день—28 марта. Демонстранты направлялись к зданию советского посольства и передавали привет1 великому братскому русскому народу. Весь день слышны были лозунги: «Лучше воевать, чем позорный пакт!». «Да здравствует свободная Югославия!».
Сербский народ хорошо запомнил, как в 1914—18 гг. прусская военщина издевалась над мирным населением. В памяти народа сохранились тысячи виселиц, а матери и до сего времени плачут над могилами своих сыновей, расстрелянных немцами. Дб народов Югославии дошли рассказы об ужасающий зверствах фашистских кровавых псов над братскими народами Польши и Чехословакии. Им известны были заявления Гитлера о том, что его «Главная цель—уничтожить массы славян». Поэтому на коварное нападение Гитлера на Югославию ее народы ответили национальной войной против злейших врагов человечества—германских фашистов.
Гитлер напал на Югославию, как вор, исподтишка.
На протяжении ряда лет фашисты создавали в Югославии многочисленную «пятую колонну». В их руках находились все планы, имеющие важное оборонное значение. В руководстве югославской армии сидели фашистские агенты. С первого момента фашистского вторжения члены «пятой колонны» пустили в ход пораженческий лозунг: «бесполезно оказывать немцам сопротивление».
«Пятая колонна» оказалась мощным оружием в руках Гитлера в борьбе против народов Югославии. Правительство Симовича не успело провести мобилизацию. Неожиданности нападения, превосходству сил, действию предателей, —вот чему обязан Гитлер победой. Но добился он ее не без потерь. Бойцы югославской армии окапали гитлеровцам героический отпор особенно в районах Скопле, Крагуевца и в Черногории. После оккупации страны тысячи солдат не захотели сдавать оружие и продолжали партизанскую борьбу с фашистскими захватчиками.
Немецкие фашисты пытаются натравить славянские народы одни на тругого, словаков на чехов, хорватов на сербов. Они создали так называемое «Хорватское- государство», теперь пытаются создать и «независимую Черногорию». Хорватией управляет герцог ди-Сполета или «Король Томислав второй». Правда, хорватские крестьяне, никогда до сих пор ничего не знали о «своем» короле, но зато он известен был в клубах и кабачках Рима, где собирается фашистская верхушка.
От Томислава первого, который в истории хорватского народа занимает почетное место, как боец за национальное сплочение и об’единение всех хорватов, до герцога ди-Сполега — пресловутого. «Томислава второго», прошло около 1000 лет,—десять столетий, заполненных героической борьбой хорватов. В хорватском народе и по нынешний день сохранилась слава о сельских партизанах— героях национальной освободительной борьбы. Матию Губца—«крестьянского короля», который поднял крестьянские массы Хорватии на борьбу против феодального гнета Австрийской империи, знает весь хорватский народ и не только знает, но и поет о нем замечательную песнь, сложенную самим народом: «Нет такого героя, нет такого крестьянина,
Каким был Матия Губец.
Его могилы нигде, следа нет,
Но его дух согревает сердца юнаков».
Что общего с хорватским народом и его героями имеют Анте Павелич, Кватерник, Миле Будак, Артукович и прочие предатели, которые продали хорватский народ германскому и итальянскому фашизму?!
Сотни хорватов вместе с сербскими крестьянами уходят в партизанские отряды.
В горах Златибор, Романия, Маевица, Ястребок, Ловчей, Дурмитор разносится теперь эхо боевых песен и боевых дел этих храбрецов. Вооруженные винтовками и автоматическим оружием, руководимые опытными и преданными народной борьбе командирами, поддерживаемые всем населением, партизаны нападают на фашистские поезда с боеприпасами и продуктами питания, взрывают мосты и железнодорожные пути, ночью врываются в города и уничтожают германские и итальянские гарнизоны, взрывают склады с боеприпасами, завладевают патронами, военным снаряжением, продуктами питания.
Фашистская газета «Фелькишер беобахтер» уже с первых дней оккупации Югославии вынуждена была признать, что в городе Ягодина в Сербии штатские обстреляли немецких солдат и что начался «дикий уличный бой». В деревне Мутница бон с партизанами продолжались 18 часов. В мае в г. Смедерево был подожжен пороховой погреб в городской крепости, где были расквартированы около 2000 немецко-фашистских солдат. Взрыв был настолько силен, что казармы вместо с германскими солдатами взлетели на воздух. Такой! же взрыв произошел в белградской крепости «Калемегдан», где также находились расквартированные германские части.
Ночью -на улицах оккупированных городов партизаны убивают фашистских солдат и офицеров. Партизанам часто удается забирать в плен десятки фашистов, и за каждого расстрелянного или повешенного партизана его друзья расстреливают по несколько фашистов.
Насколько сильна ненависть сербского и хорватского народов к оккупантам, настолько сильна их любовь к великому Советскому Союзу. На подлое нападение германских фашистов на Советский Союз население Сербии, Черногории и Хорватии ответило массовым уходом в партизанские отряды и усилением борьбы против захватчиков. Народ Югославии уверен, что Красная Армия разгромит Гитлера. Народные массы Югославии понимают, что этот разгром произойдет тем скорее, чем быстрее они поднимутся на борьбу. В связи с этим партизаны развернули более широкие действия.
В начале июля в горном районе Требине на границе Черногории и Герцеговины несколько партизанских отрядов столкнулись с фашистами. Нанеся значительные потерн их войскам, партизаны скрылись в горах.
Выступление товарища Сталина по радио 3 июля стало известно всему населению Югославии. Сербский и хорватский народы особенно запомнили указание товарища Сталина: «В занятых врагом районах нужно создавать партизанские отряды, конные и пешие, создавать диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде, для взрыва мостов, дорог, порчи телефонной и телеграфной связи, поджога лесов, складов, обозов. В захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия».
Фашистская оккупационная армия и ее пособники в Сербии и Хорватии будут преследоваться и уничтожаться на каждом шагу. Таков ответ сербского и хорватского народов и их лучших сынов — дружинников партизанских отрядов—на выступление товарища Сталина по радио, на его призыв все силы бросить на разгром фашистских варваров.
И. ВЛАСОВ.