Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Машины протестуют

Газета «Звезда» №246 от 16.10.1942
Автор статьи: З. Чаган
Текст документа:

Машины протестуют

Антон Платонович Гудь, машинист тяжелой врубовой машины, готовится к работе, как к бою. В лаве нужно преодолеть сопротивление угольной толщи, неотступно продвигаться с машиной вперед, с напряжением подрубать каждый метр пласта. И о своей машине Гудь говорит, как о боевом союзнике, живом соратнике, который пенит заботы и отвечает на них отдачей всех сил...

Гудь и его помощник делают все, чтобы укрепить к себе «доверие» машины. Чтобы не зажимало бар—режущую часть механизма, Гудь слегка отгибает верхние машинные зубки. Он не станет рубать тупыми зубками. В течение смены он смазывает машину несколько раз. Бар полностью входит в пласт. В конце смены машина в таком же образцовом состоянии, как и в начале работы. Гудь не допускает перегрузки машины. Он добивается ее плавного ровного действия, при котором ходовые части врубовки не перегреваются.

Рассчитано, метр за метром, идет подрубка пласта. Ежедневно машинист Гудь, как правило, выполняет полторы нормы. Бывают дни, когда вместо 60 метров по плану он подрубает 120 метров в смену, то-есть выполняет две нормы Врубовка на 4 участке, обслуживаемая Антоном Гудь, используется полностью. Но вполне понятны возмущение и тревога передового шахтера за состояние механизмов на других участках.

— Как можно держать машину в сырости—говорит он.—бросать ее без надзора, как это делают с врубовками на первом участке?

Здесь — на первом у чистке—брошены две машины в отработанном месте. Машины вполне исправны, их надо вывезти. Следует убрать и бездействующие приводы. Но у начальника участка тов. Руденко «руки не доходят»... Механизмы мокнут, им грозит завал.

Факты варварского отношения к механизмам не единичны на шахте им. Калинина. Это—наиболее оснащенная машинами шахта. Но многие командиры производства, механики, слесари не берегут механизмы, не следят за их работой так, как это делает машинист Гудь. И машины отказываются служить, выходят из строя.

Почти половина всего парка врубовок или бездействует или в ремонте. Да и действующие врубовки не загружены полностью. За прошлый месяц их производительность составляла 61 процент, остальная производственная мощность машины съедена простоями, ремонтом, авариями.

В электромеханическом цехе шахты, где ремонтируются моторы, машины, электросверла, как в зеркале отражается отношение людей к техническому вооружению. Сейчас в цехе стоит на ремонте шестьдесят моторов разных мощностей. Некоторые моторы попали почти новые, действовали они мало, но были в плохих руках, в сырости, в воде, проржавели и теперь ждут лечения. Участок новых работ, где начальником тов. Гончаренко, имеет 18 бездействующих из-за сырости моторов. По положению выбывший из строя и требующий ремонта мотор должен быть выдан на-гора не позже, чем через три дня. Моторы же ждут в шахте отправки неделями, пока не проржавеют.

Аварии механизмов на многих участках—частое явление. Механик девятого участка т. Трубицын не соблюдает графика планово-предупредительного ремонта машин, не следит за их ровным ходом. Недавно у него произошла авария главного привода—разрыв шатунной подушки, приведший к разрыву корпуса привода, Из-за этой аварии вся лава, все механизмы бездействовали 19 часов Недоданы сотни тонн угля Привод заменили. Через короткое время—новое «происшествие»: загнулась штанга. А теперь греется мотор привода.

Почему это происходит? Да потому, что над мотором совершают насилие, его заставляют тянуть, работать лаже при заштыбовке, загрязнении конвейерной линии. Мотор перенапрягается, он протестует, дает перебои и, наконец, выходит из строя.

На том же участке была разбита головка нового электросверла, которое работало но более полутора месяцев. После работы здесь сверло бросается где попало, оно но имеет своего места. На-днях на девятом участке было обнаружено электросверло, которое валялось в отработанном место и могло быть завалено.

Конечно, ничего подобного не может случиться на втором участке, где механиком работает тов. Дудин. У него прекрасно действуют электросверла и другие механизмы Электрокабель у него подвешен на колышках, не валяется в воле, на земле. Это но то, что, скажем, у механика Князькова на первом участке. Здесь кабель на земле, перекручен, на него валятся глыбы угля, кабель бьют и портят.

Бездействие и аварии механизмов приводят к потере тысяч тонн угля. В августе по этой причине было потеряно 3340 тонн, в сентябре немногим меньше.

Работа механизмов тесно связана со всей организацией труда в лаве. Состояние самой лавы, ее прямота или ее искривленность резко сказываются на ходе машин, на их производительности При искривленной лаве часто рвутся рештаки, засоряются конвейерные линии, уголь не идет, машины перенапрягаются, останавливаются. и неполадка с одним механизмом отражается на всем фронте работы. Остановилась линия— вся работа стоит, бездействует механизм, простаивает бригаде навалоотбойщиков.

Фотографии рабочего дня в лавах показывают, как исключительно велики резервы рабочего времени,. резервы производительности механизмов.

212 лава. Смена десятника Кузнецова. Бригада Крылосова. Фотография рабочего дня установила недавно: на основной работе навалоотбойщики были заняты только 47 процентов рабочего времени. В остальное время механизмы стояли из-за неполадок с конвейером и порыва рештаков. Не было также своевременной отладки угля. Тем не менее бригада Крылосова выполнила сменный план на 105 процентов. На сколько могла бы перевыполнить план эта бригада при бесперебойной работе механизмов и правильной организации труда!

Но и беспрерывность работы механизмов не всегда означает мощные потоки угля Механизмы могут действовать в полной исправности, а эффективность—слабая.

На одиннадцатом участке сейчас идут подготовительные работы. Выемка угля небольшая. Но уголь скачивается на главную штольню в течение всей смены. Все восемь часов в смену ровно, безаварийно работает конвейерная линия протяженностью в 250 метров. Мы спросили у механика участка т Никитина:

— За сколько часов здесь можно скачать весь добытый за смену уголь?

— За 10 минут...

— Следовательно, почти всю смену вхолостую бьют рештаки, вхолостую вертятся моторы, зря растрачивается электроэнергия, попусту изнашивается оборудование? Так, что ли? Почему же

нельзя скачать весь уголь именно за 10 минут?

Механик пожал плечами:

— Так организовано дело,—ответил он

На участке, на шахте не подумали о рационализации этой работы. не замечают, как будто, что сложная дорогая машина стучит вхолостую и работает на износ.

Огромные возможности таит в своих лавах тахта им. Калинина. Все ее машины и механизмы могут и должны работать так, как врубовка машиниста Гудь. Отличная производительность врубовки —это заслуга машиниста, бесспорно. Но это также заслуга и начальника участка, который подготовляет самым тщательным образом дорожку для бесперебойного, безостановочного движения врубовки. Тут и заслуга бригады навалоотбойщиков, нагружающих весь подрубленный и отдаленный уголь и очищающих дорогу машине, и заслуга десятника, следящего, чтобы не было метающих навесов и порогов. Вся в целом организация труда и технически грамотная разработка лавы влияют на производительность механизмов. Это нужно помнить ежеминутно и взять от механизмов все, что они могут дать

3. Чаган

Шахта им Калинина.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Шахта им. Калинина