Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Советская авиация в отечественной войне

Газета «Звезда» №194 от 16.08.1942
Автор статьи: Н. Журавлев
Текст документа:

Советская авиация в отечественной войне

Почти 14 месяцев прошло с тех пор, как на нашу миролюбивую страну внезапно напал коварный и кровожадный враг. Наши вооруженные силы стойко и мужественно отражают удары противника, защищая честь, достоинство и независимость великого многонационального советского народа. Вместе с пехотой, артиллерией танками и другими родами войск в боях за родину участвует и авиация, созданная народом под мудрым руководством товарища Сталина.

Роль авиации в современной войне исключительно велика. Боевая практика показала, что "кто силен в воздухе, тот силен вообще"». Справедливость этого изречения доказана всем ходом второй мировой войны. Одна из причин быстрого падения и порабощения государств Западной Европы заключается в том. что они имели слабую авиацию, которая не смогла противостоять германской авиации.

Германский фашизм, опьяненный быстрыми военными успехами кампаний 1939 и 1940 гг., предпринимая нападение на нашу страну, рассчитывал, что он сможет в короткий срок достигнуть победы путем завоевания господства в воздухе. В первый же день войны, еще до того как германские бронетанковые армии пересекли нашу западную границу, Геринг по приказу Гитлера бросил свою воздушную армаду для подавления нашей авиации. Тысячи фашистских самолетов обрушились на наши аэродромы, расположенные не только в приграничной зоне, но и в полосе, удаленной до 450 км от нашей государственной границы.

Немцы надеялись, что этим сильным внезапным ударом они уничтожат советскую авиацию и затем всей мощью своих воздушных сил обрушатся на наши наземные войска, железные дороги, фабрики заводы и беззащитные города. Но они грубо просчитались.

Советская авиация, понеся значительные потери от первых ударов германского воздушного флота, все же устояла и сама ответила ударами на удар врага. В воздухе завязалась ожесточенная борьба не не жизнь, а на смерть.

Особенно трудны и тяжелы были для нашей авиации первые дни и месяцы войны. Германский воздушный флот в это время не только превосходил нашу авиацию, но он имел и некоторое преимущество в отношении качества самолетов. Положение усугублялось тем, что многие наши предприятия авиационной промышленности принуждены были эвакуироваться на восток, что задерживало выпуск новых самолетов, а летный состав к тому же должен был овладевать техникой полета и тактикой действий на новой материальной части.

Но все эти трудности были преодолены доблестью, геройством и неподражаемым мастерством наших летчиков, которых весь народ любовно называет "сталинскими соколами". Первые же воздушные бои, развернувшиеся в огромном масштабе на всем фронте от моря до моря, показали несравнимое превосходство нашего летного состава над Фашистскими стервятниками: немцы несли в среднем втрое больше потерь, чем наша авиация. Немцы теряли лучшие отборные экипажи, и сила их авиации с каждым днем падала.

Величие духа нашего летного состава продемонстрировал капитан Гастелло, который на горящем самолете врезался во вражескую бронетанковую колонну; сам погиб, но погубил при этом и огромное количество ненавистных врагов.

О храбрости и самопожертвовании наших доблестных сталинских соколов свидетельствуют и случаи многочисленных «таранов».

Опасность этого способа уничтожения врага не смогла удержать советских летчиков от его применения, ненависть к врагу и любовь к родине у них оказались сильнее страха смерти.

Случаи тарана вражеских самолетов нашими летчиками настолько многочисленны, что таран стал советским способом истребления врага в воздухе.

Но таран — крайнее средство борьбы к нему наши летчики прибегают в том случае, когда в их распоряжении не остается другого средства поражения врага.

У наших летчиков имеется два основных способа уничтожения вражеских самолетов: воздушный бой и удары по аэродромам. Лихи и мошны удары наших воздушных бойцов. Противник ежедневно теряет многие десятки самолетов, а бывают удачные дни, когда потери противника переваливают за сотню самолетов.

Могучие удары нашей авиации принудили противника изменить тактику своей авиации. Если в 1941 году вражеская авиация, нападая на наши войска и тыловые объекты, действовала мелкими группами и одиночными самолетами, то теперь она принуждена лететь крупными группами численностью в два-три и более десятков самолетов и обязательно в сопровождении истребителей.

Немецкая авиация еще очень сильна своей численностью — авиапромышленность фашизированной Европы дает сравнительно много самолетов. Но настанет день, когда мы обгоним количественно авиацию Гитлера, Геринга и К-о, и тогда ускорится ее разгром.

Исход борьбы за господство в воздухе зависит не только от моральных качеств летного состава, но в значительной степени и от качества самолетов, особенно истребителей.

Боевая практика показывает, что советские конструкторы создали, а рабочие построили в высшей степени совершенные машины, которые по своим качествам превосходят вражеские самолеты. Наши «ЯКИ». «ЛАГГ'и» и «МИГ'и» наводят ужас не только на немецких «Юнкерсов» и «Хенкелей», но от них спасаются бегством и «Мессеры», в том числе и последняя фашистская авиационная новинка — так называемый «Мессершмидт- 109Ф». Этот самолет немцами был создан специально для борьбы с нашими истребителями, но он не оправдал возлагавшихся на него надежд — его бьют, и крепко бьют наши истребители.

Наша техническая мысль не остановилась на достигнутом. Наши конструкторы прекрасно понимают, что их роль исключительно велика в борьбе за господство в воздухе, и не покладая рук работают над созданием еще более совершенных образцов самолетов.

Не менее велики успехи наших летчиков и в выполнении другой задачи — в оказании помогли своим наземным войскам в ходе боевых операций.

Помощь, оказываемая авиацией нашим наземным войскам в бою, велика и разнообразна.

Прежде всего авиация — лучшее из разведывательных средств. Она свободно и легко проникает вглубь вражеского расположения, быстро просматривает большое пространство и немедленно по радио сообщает обо всем, что ей удается наблюдать.

Значение воздушной разведки велико, но еще большую помощь наша авиация повседневно оказывает своим войскам ударами с воздуха. Трудно перечислить все, что сделала наша авиация за время войны в этом отношении. Поэтому мы ограничимся ссылками лишь на те случаи, в которых роль авиации была решающей.

В прошлом году враг бешеными темпами рвался вперед. Создалась опасность, что наши войска не успеют преградить ему путь к Витебску и Смоленску. Надо было во что бы то ни стало задержать вражеские бронетанковые колонны. Эту задачу блестяще разрешила наша авиация. Под ее мощными ударами перестал существовать 39 германский танковый корпус. При разгроме этого корпуса исключительную роль сыграли наши старые, тихоходные, но обладают, большой грузоподъемностью тяжелые бомбардировщики ТБ-3, которых немцы прозвали «черными дьяволами». Как только наступала ночь, эти самолеты отправлялись в свой очередь рейс и сбрасывали многие тонны бомб на вражеские танки.

Ударами нашей авиации бы остановлен в конце лета прошлого года рейд танковой армии Гудериана на Брянск и Тулу.

В начале зимы прошлого года наша авиация была той силой, которая положила начало разгрому противника на подступах к Москве; это она обескровила врага, остановила его и помогла наземным войскам повернуть врага вспять.

В борьбе с вражескими танками исключительную роль играют самолеты-штурмовики, созданные Героем Социалистического Труда инженером С. В. Ильюшиным. Для германской армии «ИЛ’ы» самые грозные самолеты, немецкие солдаты зовут их «черной смертью», потому что где появляются «ИЛ’ы», там смерть обильно пожинает свою жатву в рядах вражеских войск.

Ильюшинские бронированные штурмовики единственные в мире самолеты, которым не страшен огонь с земли. Они как смерч проносятся на низкой высоте — буквально над самой головой врага и в упор расстреливают и сжигают его танки, артиллерию, пехоту, автотранспорт и обозы, одним словом все, что попадется под руку.

В борьбе с врагом, рвущемся к Кавказу, к Сталинграду, кампании 1942 года нашей авиации принадлежит одна из самых крупных ролей: она ежедневно громит врага, нанося ему удар за ударом. Сотни вражеских танков и тысячи автомашин уже превращены нашими летчикам в груду металла.

Много вписано нашими летчиками ярких страниц в историю борьбы с коварным и кровожадным врагом, но этого мало, страна требует, чтобы враг был разбит и изгнан за пределы нашей священной советской земли. И летчики должны помочь наземным войскам выполнить эту задачу.

Удары с воздуха должны быть еще сильней, дружней и метче. Все до единого наши самолеты, а не только «ИЛ’ы», должны стать «черной смертью» для врага. Народ этого требует от наших летчиков, и они выполнят его волю.

Н. ЖУРАВЛЕВ — генерал-майор авиации.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Авиация