Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Погорелое городище

Газета «Звезда» №234 от 28.07.1942
Текст документа:

ПОГОРЕЛОЕ ГОРОДИЩЕ

Войска Западного и Калининского фронтов в число других городов и сел освободили от немецких захватчиков крупное селение Погорелое Городище. После восстановления в нем советской власти местные органы собрали некоторые материалы, характеризующие итоги десятимесячного хозяйничания немцев в Погорелом Городище. Вот сухая статистическая справка.

Политика истребления русского населения проводилась в Погорелом Городище систематически и методично. В октябре 1941 года здесь проживало 3076 человек. 37 человек расстреляно немцами, 94 человека сожжены живьем за сопротивление «эвакуации» в германский тыл. 60 человек увезено в рабство в Германию. 1980 человек умерло от голода и болезней. В живых осталось 905 человек.

Страшный подсчет! За десять месяцев своего пребывания в Погорелом Городище немцы потребили более двух третей его населения. Так современные варвары осуществляют свою злодейскую программу истребления русского народа.

То, что произошло в Погорелом Городище, — не исключение, не чрезвычайная мера, проведенная немцами. Это зловещие будни советского города, села, деревни, находящихся под фашистским игом. Бросая свою орду против Советского Союза, Гитлер напутствовал ее словами, с которых сочится кровь: «Не забывайте, что рождаемость славянских народов превосходит рождаемость народов всей остальной Европы. Перед нами встает обязанность уменьшить чуждое население. Кто может оспаривать мое право уничтожить миллионы русских людей низшей расы. Нужно разработать технику их истребления».

Эту технику изотропного человекоубийства немцы разработали в совершенстве. Не всех советских людей они расстреливают, не всех вешают, но на смерть обрекают всех. Они умеют уничтожать свои жертвы разными способами — приводить людей к моральному и физическому одичанию, превращать их в рабов, морить голодом, казнить болезнями.

И вот этот адский план в действии. Ограбленное население Погорелого Городища не имело ни куска хлеба—немцы ввели режим организованного голода. Жители надеялись весной и летом прокормиться плодами своих рук— овощами. Но немцы решили иначе и приказали все овощи сдать им. Они расстреляли несколько человек за то, что те не сделали этого. Когда появились грибы и ягоды, немцы установили порядок их сбора: 6-дней в неделю население, свободное от других работ, должно собирать грибы и ягоды и тотчас же сдавать в фашистскую комендатуру. На седьмой день можно было собирать для себя, но и в этот раз 150 процентов собранного нужно было сдать немцам.

Смерть начала косить сотни людей. Трупы жителей оставались лежать и разлагаться в домах—немцы не разрешали хоронить скончавшихся. Вспыхнули эпидемии. Население было лишено врачебной помощи. В отчаянии некоторые пытались обратиться к немецким врачам. Этих людей постигла трагическая участь— их умертвляли ядом. Так убили Анну Иванову. Заболев, она стала умолять немцев помочь ей. Русская женщина Анна Иванова прожила 50 лет, но не знала, что такое немцы. Когда она узнала, было уже поздно. Немецкий врач согласился «вылечить» Иванову. Он сделал ей укол, и она больше не встала. Врач-отравитель!—это дьявольское порождение фашизма.

Дома с наглухо заколоченными ставнями превратились в склепы. Смерть уносила целые семьи. Жила в Погорелом Городище семья Антоновых—ее больше нет все умерли. Жила семья Жейнова—ее больше нет: все умерли. Семья Лощагина состояла из 11 человек остались в ней трое: 6 человек умерли от голода и болезней. Этот скорбный список велик, и нет ни одной семьи, которая не нашла бы в нем нескольких родных для себя имен. Человеческое воображение отказывается представить себе этот город смерти и печали, эти длинные ряды улиц, где каждое жилище стало могилой. Но советские воины, выбившие немцев из Погорелого Городища, видели все это своими глазами. Они видели уцелевших людей селенья, бродящих словно тени среди этого огромного кладбища.

Теперь смерть сложила свою косу, свои песочные часы, свои крылья темного ангела или хищной птицы—все эти вековые и страшные признаки, которыми наградило ее воображение людей. В середине XX века символом смерти стал знак фашистской свастики. За пятнадцать месяцев войны мы хорошо узнали немцев. Теперь уже каждому ясно, что русский человек, попадающий в руки фашистов, приговорен к смерти. Возможно, у некоторых наших людей, не сумевших уйти от немцев, теплилась надежда как-нибудь уцелеть при них, выжить. Но теперь всякому видно—фашисты неумолимы. Нет жизни у немцев советскому Человеку-посмотрите на Погорелое Городище!

Судьба Погорелого Городища до конца раскрывает всю глубину опасности, нависшей над Родиной. Фашисты уже превратили, в безжизненную пустыню сотни наших городов и сел,—они хотят покрыть могильным саваном всю нашу землю! Фашисты уже растерзали сотни тысяч мирных советских людей, попавших в их лапы,—они хотят уничтожить весь советский народ, от мала до велика.

Итоги хозяйничанья немцев в селении Погорелое Городище с новой силой напоминают всем воинам Красной Армии, что на полях боев с немцами речь идет о жизни и смерти народов СССР. Каждый наш шаг назад обрекает на гибель новые сотни и тысячи женщин, детей, стариков. Каждый наш шаг назад усиливает опасность, угрожающую всему советскому народу. Тот, кому дорого отечество, кто хочет оградить и спасти своих близких, всех советских людей от поголовного уничтожения,—тот не отдаст врагу и пяди земли, будет биться, не щадя ни крови своей, ни самой жизни, сражаться до полной победы.

Воины Красной Армии! Идя в бой с врагом, помните о Погорелом Городище!

(Передовая «Кр. звезды» за 27 сентября).

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Зверства немцев