Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

​Статья Уилки в журнале “Лайф”

Газета «Звезда» №237 от 06.10.1942
Текст документа:

Статья Уилки в журнале “Лайф”

НЬЮ-ЙОРК, 1 октября. (ТАСС). В очередном номере журнала «Лайф», выходящем 2 октября, опубликована статья Уилки, присланная из Москвы, в которой он описывает свою беседу с товарищем Сталиным. По словам Уилки, Сталин во время беседы подчеркнул необходимость интенсификации военных усилий объединенных стран и указал, что решимость может преодолеть препятствия.

Касаясь своей беседы со Сталиным, Уилки пишет: «Мы оба чувствовали себя совершенно свободно во время беседы. С самого начала было ясно, что Сталин не рассматривал мой визит как визит вежливости,—и он в действительности не был таковым,—а как возможность для откровенной задушевной беседы о войне и проблемах, которые всегда стоят перед объединенными странами во время войны и мира.

Сначала Сталин спросил меня о моей поездке. Я сказал ему, что военное положение в Египте оказалось гораздо лучше, чем я ожидал, что англичане подавно нанесли войскам Роммеля сокрушительный удар, и что вообще на всем Среднем Востоке военное положение союзников стало более прочным.

Большая часть нашей беседы касалась военных проблем в высшей степени секретного характера, и излишне говорить, что я не могу о них сообщить. Однако я могу сказать, что Сталин давал откровенные и исчерпывающие ответы на все многочисленные вопросы, которые я ему задавал. Сталин не оставил у меня никаких сомнений относительно силы и решимости русских оказывать немцам сопротивление на каждой высоте, на каждом мосту и каждой улице, пока объединенные страны не уничтожат гитлеровскую военную машину. Во время одной части нашей беседы Сталин убедительно призывал объединенные страны вложить всю свою энергию в военные усилия и сделать это самыми быстрыми темпами. Он заявил, что при наличии решимости теперешние препятствия, кажущиеся непреодолимыми, могут быть преодолены. В его красноречивой и искренней манере говорить была колоссальная сила убедительности. Несомненно, что это качество является одной из причин его величия.

Я сказал Сталину, что горю желанием возвратиться в Америку и рассказать всем о великой борьбе русских на фронте и в тылу, которую я видел. Я сказал, что на меня особое впечатление произвела работа женщин на заводах, в госпиталях, в колхозах и на транспорте. В ответ на это Сталин заявил: «Вы не будете возражать, если я сделаю одно предложение?» Я, конечно, согласился Сталин сказал: «Да, расскажите в Америке обо всем, что вы видели здесь. Скажите американцам, если хотите, что нам нужны все материалы, которые они могут послать нам со своих огромных предприятий. Мы будем весьма благодарны. Но мне хотелось бы, чтобы вы поняли в чем здесь дело, чтобы не создавать у кого-либо впечатления, что вы призываете американцев занять покровительственную позицию по отношению к нам». Я подумал, что это мудрые слова проницательного и осторожного человека.

С каждой новой минутой я все более высоко оценивал способность Сталина к ясному и прямому образу мышления. Он никогда не вертелся вокруг какой-либо темы, я всегда попадал в точку так, что больше уже нечего было сказать. Когда он говорил, мы объяснялись через переводчика,—он смотрел мне прямо в глаза, а когда я говорил, то он внимательно прислушивался к каждому слову, хотя он не понимает английского языка. Сталин на вид обладает замечательным здоровьем, несмотря на то, что он, вероятно, много работает и несет на себе огромную ответственность, как никто в мире. Война сделала седыми часть его волос, которые еще остаются черными, но она еще больше закалила его сердце против фашистской тирании».

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Уилки У.