Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

​Война, как она есть: “День войны”—новый документальный фильм производства Центральной студии кинохроники.

Газета «Звезда» №263 от 05.11.1942
Автор статьи: С. Гинц
Текст документа:

Война, как она есть

“День войны”—новый документальный фильм производства Центральной студии кинохроники.

— Подать боеприпасы! — кричит на фронте командир орудия.

И на зрителя тотчас вслед за-этим кадром надвигается новый кадр: огромный цех нашего уральского завода и во всю ширину цеха протянутое полотнище с надписью: «Фронту надо — сделаем!»

Фильм «День войны», в котором нет ни одного игрового кадра, в котором все — документ, замечателен тем, что с исключительной силой убедительности, не навязываемой, не бьющей в глаза, показывает удивительную силу содружества фронта и тыла.

160 кинооператоров Центральной студни кинохроники в разных концах и углах необ’ятной советской страны, на самых разных участках всех фронтов засняли события одного дня. Это было 13 июля 1942 года, в 356-й день Великой отечественной войны, в 286-й день фашистской осады героического города Ленина, в обычный будний день войны, если можно говорить так о нынешних великих днях битвы за родину, за то, чтобы отстоять завоеванное 25 лет назад, выпестованное, выхоженное за 25 лет советской жизни.

Будний день войны! Сколько страшной жестокости, творимой фашистскими извергами, сколько горя, приносимого ими советским людям, сколько муки людей, подпавших временно под власть гитлеровцев, заключено в одном дне войны. Сколько великолепного героизма, отваги, подвигов замечательных бойцов Красной Армии заключено в одном дне войны. Сколько трудового энтузиазма мужественных, усталых, настойчивых, терпящих лишения, но готовых на все ради родины бойцов тыла заключено в одном дне войны.

Новый фильм Союзкинохроники — фотография одного дня, но это и большое, сильное обобщение. Это отдельные эпизоды, но это в то же время и цельная картина нашей боевой жизни. И в этом большая заслуга лауреата Сталинской премии А. Каплера, по сценарному плану которого сделана картина, и М. Слуцкого, режиссера фильме, и тех 160 кинооператоров, которые под артиллерийским обстрелом, на боевых кораблях, в подводных лодках, на поле боя, в цехах заводов, на улицах городов, на полях страны снимали отдельные эпизоды, из которых составился фильм. Это фильм об одном дне войны, а в то же время о войне вообще, о мужестве, о геройстве советского народа, о несчастьях, какие он переживает, о трудностях, какие переносит, о готовности до конца, до победы биться с проклятым врагом.

Разве не сожмутся руки каждого зрителя в кулаки и не заскрежещет он зубами от ненависти и жажды мести. когда увидит, как 13 июня артиллерийский снаряд, бессмысленный, нарочито направленный в мирный город, разрушает детский сад в Ленинграде, а на ступенях широкой лестницы остается лежать убитая 3-4 -летняя девчушка, раскинувшая слабые маленькие ручонки свои.

Разве не воскликнет про себя каждый зритель: «Так и надо! Правильно! Так и надо», когда увидит, как партизаны ведут пойманного предателя и по народному приговору пристреливают гадину.

Разве не захочется каждому зрителю больше и лучше работать для фронта, когда он увидит Алексея Семиволоса, который в этот день 13 июня выполнил свою норму на 2250 процентов, и токаря Ехлакова, давшего в этот день десять норм, и многих, многих других передовых бойцов тыла.

Тяжелая правда войны и великая правда жизнеутверждения захватывают зрителя с каждым новым кадром все больше и больше. Лейтенант Еременко только что вернулся из боевого полета на прифронтовой аэродром. Замечательный советский пианист Эмиль Гилельс играет в этот момент на аэродроме. И летчик, выйдя из кабины самолета, останавливается и слушает музыку. Это — фотография одного из случаев дня 13 июня, рядового дня войны, но это и свидетельство того, что представляет собой советский народ, свидетельство его мужества и силы, его любви к жизни, к искусству, любви, но покидающей советского человека даже в самых трудных условиях. Нельзя забыть народную артистку Алекса Ядровскую, выступающую для бойцов фронта на танке, нельзя забыть часы-ходики на единственной стене дома, разрушенного немцами, ходики, которые продолжают идти, хотя нет уже дома, нет, может быть, уже в живых и обитателей этого дома...

И главное, чего нельзя забыто и что не забудет зритель этой картины — это великая сила решимости советского народа победить в борьбе с кровавым, подлым врагом. Для нас — этот фильм собранные воедино, отобранные острым и верным глазом художников-постановщиков драгоценные свидетельства великой нашей борьбы, множащие любовь к родине, усиливающие святую ненависть к врагу, крепящие решимость победить во что бы то ни стало.

С. ГИНЦ

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Центральная студия кинохроники; кино