Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

​Большая победа советского театра: „Емельян Пугачев" в театре имени С. ІИ. Кирова

Газета «Звезда» №268 от 11.11.1942
Автор статьи: В. Будрин
Текст документа:

Большая победа советского театра

„Емельян Пугачев"

в театре имени С. ІИ. Кирова

Опера М. Коваля «Емельян Пугачев» и постановка ее Ленинградским театром им. Кирова являются достойным даром советской родине к ее 25-летию со стороны композитора и театрального коллектива.

Спектакль воспринимается как подлинный праздник советской культуры, и молотовцы могут гордиться тем, что спектакль этот посвящен Уралу и что опера создавалась в значительной мере на глазах и при участии молотовской общественности.

Для композитора опера является органическим завершением его предшествующего творческого пути.

Воспитанный Великим Октябрем, М. Коваль рано поставил перед собой задачу своеобразного музыкального изображения русской революции и достижений Октября в лирическом преломлении. Он настойчиво искал форм, соответствующих новой тематике, и, начавши с жанра песни, непрерывно шел к созданию более крупных форм—к оратории «Емельян Пугачев», а вслед за этим и монументальной опере на эту же тему.

Монументальность формы диктовалась благодарной задачей музыкального изображения глубоких народных корней русского революционного движения в могучем крестьянском восстании XVIII века, руководимом героическим вождем, восстании, которое поколебало трон Екатерины.

Разрешение поставленной задачи композитору, бесспорно, блестяще удалось: он создал действительно монументальную оперу, но, верный своему стремлению подходить к изображению социальных явлений и их вождей со стороны глубоко личных, интимных человеческих переживаний, он придал своей опере до известной степени лирический характер. Либретто. написанное поэтом В. Каменским, вполне соответствует этой особенности дарований композитора. Сила В. Каменского также прежде всего в лирике, чем и об’ясняется уязвимость либретто в драматургической части. Однако, не говоря уже о том, что трудно найти оперу, либретто которой не имело бы подобных недостатков, нужно подчеркнуть высокие достоинства работы Каменского, которая дала основу музыке Коваля. Лирические характеристики переживаний народа и персонажей искренни, правдивы и сильны.

Поэтический язык либретто нужно признать одним из лучших достижений поэта: в нем—сочная народность, выразительность, музыкальность, образность, оригинальность и, в лучшем смысле этого слова, поэтическая виртуозность.

В «Емельяне Пугачеве® развернулись все лучшие черты дарования композитора: его идейная целеустремленность в соединении с глубокой эмоциальной насыщенностью, органическая связь с неисчерпаемой почвой великой русской народной и классической музыки, подлинный драматизм и выпуклая рельефность мелодической линии, которая дает себя чувствовать даже в речитативе, доступном далеко не всякому композитору.

Все эти качества таланта композитора и дали ему возможность написать действительно монументальную советскую оперу. Главным действующим лицом является народ. Массовые сцены занимают в опере исключительно большое место, и хоровые номера органически связаны с действием оперы. Это не просто песни, а подлинное музыкальное воплощение переживаний народа, как основного персонажа оперы: Пугачев, Устинья, Хлопуша воспринимаются лишь как выразители народа.

Музыка оперы исключительно богата, разнообразна, полнозвучна. Каждое действие дает органическое соединение самых разнообразных по своему психологическому содержанию и по жанру музыкальных эпизодов. Заунывное трио слепцов у церкви; разухабистая песня мастеровых; поразительный хор колодников, в котором вы слышите и неизбывные страдания крепостной Руси, и безграничность русских просторов, и силы народной, закованной в цепи; монолог Пугачева, сам по себе многогранный, выражающий и презрение к овечьей покорности закрепощенных, и острое страдание за родной народ, и призыв к беспощадной борьбе за волю,—таков пролог. Еще более богаты по разнообразию эмоций и жанров последующие картины, причем каждой из них присущ свой тон, отличающий ее от других. При этом следует отметить полноту, насыщенность и законченность каждого музыкального эпизода при гармонической связи их между собой, а также убедительную музыкальную характеристику каждого персонажа.

Опера нашла прекрасную интерпретацию в постановке Ленинградского театра имени Кирова Театр сумел не только разглядеть в представленном ему клавире оперы замечательное произведение советского искусства, но и осуществить на деле то сотрудничество с автором, которое так давно признано необходимым для развития театрального искусства. В этом сотрудничестве композитора, поэта, главного дирижера, оркестратора, главного режиссера и художника рождалась не только новая редакция произведения, но и постановка, даюшая воплощение замысла автора в музыкальном и сценическом исполнении.

Зрителя и слушателя захватывает ощущение идеального ансамбля; оркестр, хор балет, солисты — представляют единый, могучий коллектив, покоряющий зрителя и переносящий его в мир сценического действия и музыкальных образов.

В создании такого эффекта первая заслуга принадлежит главному дирижеру А. М. Лазовскому. Через его мудрый анализ прошел каждый такт партитуры, и эта предельная осознанность музыкальной ткани произведения и дала ему возможность добиться максимальной ясности и выразительности в исполнении оперы, той силы подлинно художественного воздействия на слушателя, которое и глубоко волнует, и организует его.

Зрительная сторона опорного спектакля представляет для постановки едва ли не большие трудности. чем музыкальная часть, так как все сценическое действие, сопровождающее музыку, должно быть создано режиссером-постановщиком в единении с художником, с тем, чтобы помогать наиболее полному восприятию и истолкованию музыкальных образов.

В этом отношении главный режиссер Л. В. Баратов, художник Ф. Ф. Федоровский сделали все возможное, чтобы воплотить в сценических образах партитуру композитора. На сцене все живет. Это относится не только к каждому солисту, но и к каждому артисту хора, средн которых нет ни одного «нейтрального» лица, не участвующего в общем сценическом действии.

Невозможно в краткой рецензии дать характеристику исполнителей главных ролей. Однако, нельзя не сказать о значительной удаче И. П. Яшугина и Б. М. Фрейдкова в роли Пугачева, Н. Н. Середы—Саловата Юлаева. Г. М Нэлеппа—Хлопуши, А. Ф. Маньковской—Устиньи О. А. Кашеваровой—Амины.

Задача, которую ставил перед собой театр,—«дать монументальное, музыкальное, красочное и в своей глубине народное решение спектакля»—несомненно, блестяще выполнена.

В. БУДРИН.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Театр