Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Выше качество лекционной работы

Газета «Звезда» №93 от 19.04.1942
Автор статьи: Е. Крылова
Текст документа:

ВЫШЕ КАЧЕСТВО ЛЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.

В условиях отечественной войны советского народа против немецкого фашизма, лекционная работа партийных организаций приобрела особенно широкий размах. С июня 1941 года по март 1942 г. только лекторами обкома ВКП(б) нашей области. прочитаны 442 лекции с охватом сотен тысяч человек.

Характерной чертой всей лекционной работы за период отечественной войны является ее массовость и злободневность. Наши пропагандисты в лекциях и докладах рассказывают о героической борьбе советского народа против немецкого фашизма, о героизме и патриотизме советских людей на фронте и в тылу, о горячей и преданной любви к родине, показывают героическое прошлое русского народа.

Лекции ведут трудящихся на практические дела помощи фронту.

Но есть и ряд серьезных недостатков в лекционной работе. В ряде мест, например, допускается слабый контроль со стороны партийных организаций за идейным содержанием лекций. Тезисы докладов и лекций не всегда прослушиваются предварительно на лекторских группах в отделах пропаганды и агитации, достаточно не контролируются. Это приводит к тому, что в ряде районов доклады и лекции проходят на низком уровне и не освещают главных вопросов.

Так, например, в Юго-Осокинском районе лектор РК ВКП(б) тов. Маньшин, делая доклад о текущем моменте, ни слова сказал о провале немецкого плана захвата Москвы и о разгроме немецких войск под Москвой. Совершенно отсутствовали в докладе указания на очередные задачи колхозников. Следовательно лектор не сказал главного и не мобилизовал аудиторию на более активную помощь фронту.

Лектор Еловского райкома тов. Печенкин к докладу по текущему моменту серьезно не готовился. Доклад его прошел на крайне низком политическом уровне и содержал ряд неправильных, политически вредных толкований.

Контроль за идейным содержанием лекций должны осуществлять горкомы и райкомы через лекторские группы. Последние обязаны заслушивать тезисы или целиком лекции, делать указания как по форме, так и по существу, оказывать всяческую помощь лекторам.

Лекторская группа Молотовского горкома ВКП(б) за последнее время по-серьезному взялась за поднятие качества лекционной работы. За время отечественной война она выросла до 45 человек. В состав лекторов входят преимущественно научные работники, преподаватели, инженеры - люди с высшим образованием, например, профессор т. Замятин, доцент госуниверситета тов. Власов, преподаватель истории тов. Каптеров, инженер научно-исследовательского института тов. Васильев и другие.

За время с 25 октября 1941 года по 15 марта 1942 г. лекторами горкома прочитана 701 лекция. Из них штатными лекторами горкома 301 лекция.

За последнее время лекторская группа на своем заседании обсудила содержание четырех лекций: тов. Прохоровой «18 лет без Ленина по ленинскому пути под руководством товарища Сталина», тов. Кондакова «Марксистско-ленинское учение о войне и армии», тов. Калиновской «О 8 марта» и тов. Цейтлин «О текущем моменте».

Лекция тов. Прохоровой была подвергнута большой критике. Товарищи указали на то, что лекция страдает большой перегрузкой цифровых и статистических данных, глубоко ушла в историю и мало коснулась нашего современного положения. Лекторская группа предложила Прохоровой перестроить лекцию.

По лекции тов. Калиновокой «О 8 марта» лекторская группа также сделала существенные замечания, указав, что в ней не была подчеркнута роль партии и советской власти в деле воспитания и приобщения к общественной работе советских женщин.

В основу лекционной работы должны быть положены указания товарища Сталина, сделанные им по радио 3 июля, в докладе на торжественном заседании Моссовета 6 ноября и на Красной площади 7 ноября 1941 года и приказ НКО 23 февраля 1942 г.

Во всей лекционной работе должна проводиться основная мысль о том, что гитлеровская Германия, напав внезапно на СССР, не застала нас врасплох, неподготовленными к войне. Надо показать, что партия, правительство и товарищ Сталин постоянно заботились об укреплении военной мощи советского государства и только благодаря этому наш народ смог не только противостоять огромной военной машине Гитлера, но и наносить поражения гитлеровской армии.

Центральное место в тематике лекций и докладов должны занять такие темы, как «Освободительная, справедливая война Советского Союза против гитлеровской Германии», «Партия Ленина — Сталина — организатор победы над немецко-фашистскими захватчиками», «Кто такие национал-социалисты» и т. д. Лекции по истории большевизма необходимо организовывать по послеоктябрьскому периоду истории, подчеркивая в них роль партии и товарища Сталина в укреплении оборонной мощи нашей страны, в подготовке советского народа для борьбы с интервенцией. В лекционной работе мы должны также рассказать о великом прошлом русского народа, о наших героических предках, о моральном сплочении и едине советского народа.

Лекции должны звать трудящихся на быстрейшую выработку оружия для фронта, лучшее произведение сельскохозяйственных работ и т. д.

Лекторские группы, как правило, существуют при отделах партийной пропаганды и агитации и возглавляются заведующими отделами. У нас же лекторские группы больше существуют при парткабинетах и руководство ими переложено на заведующих парткабинетами. Такое положение горкомы и райкомы должны исправить.

Горкомы и райкомы ВКП(б) должны усилить лекционную систему пропаганды, улучшить ее качество, тщательно проверить пропагандистские кадры, подобрав способных вести пропаганду в условиях отечественной войны, организовать систематическое инструктирование лекторов, докладчиков, беседчиков. Повышение идейного содержания пропагандистской работы и лучшая организация агитационно-пропагандистской работы есть важнейшая задача партийных организаций.

Е. КРЫЛОВА - зав. сектором пропаганды обкома ВКП(б).

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Пропаганда и агитация