Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

​От дефицитного портланд-цемента к дешевым шлакам

Газета «Звезда» №272 от 15.11.1942
Автор статьи: М. Элинзон, М. Крестов
Текст документа:

От дефицитного портланд-цемента к дешевым шлакам

Большой рост строительства промышленность и гражданский сооружений в военное время, в связи с перегрузкой основных железнодорожных магистралей, приводит к дефициту многих строительных материалов, особенно портланд-цемента. Но этот вид эффективного вяжущего можно во многих случаях экономить за счет производства так называемых заменителей портланд-цемента.

Из этих заменителей особый интерес представляют различного рода шлаки (доменные, передельные, медеплавильные, котельные и д.р.) и золы от сжигания каменного угля или сланцев.

Если шлаки размолоть на обычных бегунах и добавить 2—3 процента портланд-цемента, извести, строительного гипса (алебастра) или хлористого кальция, то получается вяжущее с прочностью, достигающей 200 килограммов на квадратный сантиметр. Такой шлак называется «пробужденным шлаком».

Многие доменные шлаки, размолотые на мельницах в тонкий порошок, дают шлаковый цемент с прочностью, часто превышающей прочность портланд-цемента марки «200». Это обстоятельство, подтвержденное многолетней, иностранной и нашей, практикой, говорит о возможности использования шлаков вместо кирпича, портланд-цемента, извести, дерева и других материалов. Надо заметить, что при этом совершенно не расходуется топливо. — каждые 1000 тонн шлака эквивалентны: 200 тыс. штук кирпича, 50—100 тоннам портланд-цемента, 70 тоннам извести (в негашеном виде—кипелки), 100 кубометрам лесных материалов.

Достаточно большая практика многих областей СССР доказала, что пробужденные шлаки с успехом можно применять в надземном и подземном строительстве: для фундаментов под стены и оборудование; для полов промышленных зданий, дорожной одежды, лестничных ступеней и площадок и т. п.

Не меньший интерес, особенно для Молотовской области, представляют металлургические шлаки, как дорожно-строительный материал. Дорожно - строительный материал из пробужденных шлаков обладает свойствами, присущими только только частично отдельным видам естественных каменных материалов, и вполне пригоден для строительства дорог не только низших или средних, но и высших типов.

Применение шлаков в строительном деле на Урале имеет уже некоторый опыт. Так, участок дорог в районе Тагилстроя и на ул. К. Маркса в Н. Тагиле, а также участок дороги Кояново-Юговской сделаны из пробужденных шлаков. В г. Чусовом до 1941 года существовали установки по производству термозита и по грануляции шлаков, ныне, к сожалению, заброшенные. На заводе им. Молотова организовано небольшое производство шлакобетонных камней и растворов из пробужденных котельных шлаков.

Доменные, мартеновские или ваграночные шлаки имеются в Чусовом, Лысьве, Теплой Горе, Пашии, Майкоре, Чермозе, Добрянке, Нытве и Югокамске. Котельные шлаки и золы имеются в Молотове, Березниках, Соликамске, Кизеле, Губахе, Краснокамске.

Чтобы всесторонне использовать шлаки в строительном сезоне 1943 года, необходимо в течение зимы 42—43 гг. испытать неизученные до сего времени шлаки области. А для этого следовало бы, как это имеет место почти во всех других областях Союза, организовать в Молотове, на базе любой существующей ведомственной лаборатории, областную лабораторию по испытанию стройматериалов, которой и пору-чип, этот важный участок работ. Надо также организовать мастерскую по производству из испытанных шлаков брусчатки п плит-для мостовых и тротуаров. В Чермозе, Пашии или других точках целесообразно организовать производство шлаковой ваты.

Учитывая особенную важность своевременного и качественного выполнения строительной программы области 1943 года, следует всячески ускорить широкое внедрение шлаков, как дешевого и ценного стройматериала.

М. ЭЛИНЗОН и М. КРЕСТОВ— ст. научные сотрудники Академии Архитектуры СССР.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: