НАУКА ПОБЕДЫ
Если говорить правду, раньше военная наука меня не привлекала. Сам я волгарь, вырос в деревне. Люблю лес, поле, реку, рыбную ловлю. Выучился на агронома и работал при сахарном заводе под Куйбышевом, выращивал свеклу.
Потом пришло время идти в армию. Определили меня в полковую артиллерийскую школу.
Все здесь, в артиллерии, — самые орудия, система управления, вычисления для стрельбы, расстановка сил — построено на точном математическом расчете. Сущность артиллерийской стрельбы — это, в конечном счете, решение задачи треугольника: орудие, командир, цель. Сумеешь безошибочно привязать эти три точки — ты мастер артиллерии. Просчитаешься хоть в одной и лишь на несколько десятков метров — все твои действия в лучшем случае — впустую, а то и вовсе навредят решению боевой задачи.
Точность, предельная точность, правильное взаимодействие отдельных элементов, строгий расчет — все это увлекло и захватило меня. Я забыл о свекле, о совхозе, о деревне. Я решил посвятить себя военному делу и избрал профессию артиллериста.
Война с фашистами застала меня командиром батареи. 27 июня наш полк выехал на фронт.
...Орден Ленина я получил за операцию в селе Тепловка. Мы пробивались к своим из глубокого тыла противника, где пробыли длительное время. Шли с жестокими боями. Было нелегко. Кончились сухари, мясо, консервы. Не было хлеба. Не хватало горючего.
К Тепловке мы подошли, когда совсем стемнело. Не так уж велико село, но засела тем целая немецкая дивизия. Бронемашины, орудия, мотоциклы, автомашины, велосипеды. И много, очень много солдат. В каждой хате — по 3-4 немца. В каждом окошке — автомат, а то и пулемет.
Немцы сопротивлялись упорно. Но русских не перешибешь. Мы рвались и рвались. Вот мы уже в центре Тепловки. Вот уже на противоположной окраине. Смолкают выстрелы...
В таком бою боец, тем более — командир, собирает в кулек все свои силы и способности. То, над чем в другое время размышляешь час, — решаешь в минуту. Да тут не только минута — каждая секунда дорога.
Немцев из Тепловки мы выбили. Мы захватили и изуродовали много орудий, автомашин, бронемашин, велосипедов. Тепловка стала нашей. А через четыре дня мы соединились с частями Красной Армии.
Могут спросить: причем тут артиллерия? Ведь в атаку-то шли без орудий и без артиллерийской подготовки. Но это будет неверно. И здесь в атаке — мне, товарищам моим помогла наука артиллерии. Привычка к точному расчету, тщательной разведке, правильной расстановке сил, точному взаимодействию всех подразделений, — вот что, плюс героизм людей, решило задачу. Этому научила меня, командира, замечательная наука артиллерии — наука победы.
Старший лейтенант А. ФЕДОРОВ.