Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Кино: Картина о велком вожде и непобедимом народе

Газета «Звезда» №99 от 26.04.1942
Автор статьи: С. Гинц
Текст документа:

Картина о великом вожде и непобедимом народе

«Оборона Царицына» — производство Киностудии «Ленфильм»

Когда мы смотрим настоящее большое произведение искусства, всегда невольно примеряем по нему свою жизнь, свои мысли и чувства, свои дни. Когда мы смотрим историческое произведение искусства, всегда, если это подлинное, настоящее искусство, мы проводим параллели, сравниваем события, уже подернутые, казалось бы дымкой истории, в днями сегодняшними. В поведении героев ищем примеров для своего поведения, в образах героев ищем образов для себя.

Именно так воспринимаем мы первую серию «Оборона Царицына». Этот фильм режиссеров и авторов сценария С. и Г. Васильевых — большое, настоящее произведение искусства. Это исторический фильм — действие его развивается почти четверть века назад, — но оно живо воспринимается нами, как-будто оно непосредственно касается нас и нашего сегодня.

Да так оно и есть. В картине действует Сталин — главный герой фильма, главный герой событий, происходивших в 1918 году в Царицыне, куда он был послан Лениным в качестве чрезвычайного уполномоченного Совета Народных Комиссаров. Сталин — замечательный стратег революции и революционной войны русского народа за свою родину. И шаг за шагом следя за деятельностью Сталина, который неуклонно вел дело к победе, к разгрому полчищ донской контрреволюции, грозившей Царицыну, мы все время думаем о Сталине— великом полководце в наших сегодняшних боях за родину против орд фашистского мракобесия. Мы узнаем в Сталине царицынской эпопеи Сталина сегодняшнего. И этим мы обязаны артисту М. Геловани, который с помощью постановщиков фильма рисует убедительный, исторически верный образ вождя.

Вот Сталин оказывается в момент своего приезда в Царицын с группе рабочих, не знающих еще его в лицо, но пришедших встречать его, как уполномоченного Совнаркома. И вместе с рабочими идет он на встречу группе военспецов и городских руководителей — напыщенных, кичащихся честью своих военных мундиров и... выявившихся позже, как предатели, действовавшие пл указке Троцкого (вроде Носовича), и болтуны-бездельники (вроде Рындина). Уже в этом эпизоде Сталин выступает как вождь, который идет с народом, понимает его и умеет опираться на него во всей своей деятельности.

Вот Сталин в вагоне беседует группой крестьян, закупивших три вагона хлеба, которые отобраны теперь у них путейским комиссаром, стариком-железнодорожником. В этой сцене Геловани тонко и сдержанно показал умение товарища Сталина убедить даже таких людей, какими были три эти делегата- крестьянина, в том, что общее дело, общее благо народа должно стоять у советского человека на первом плане, впереди его личных интересов.

Вот Сталин в столкновении с холодным, бездушным военспецом Носовичем, доказывающим на, совещании в вагоне необходимость сдать Царицын. По его мнению Царицын мало что представляет собой и игра в защиту города, по его доводам, не стоит свеч. Но Царицын — это узел, в который связались бы, в случае сдачи его, силы уральской и донской контрреволюции. А этого нельзя допустить. Но Царицын — это чуть ли не единственный в тот грозный для Советской республики момент источник продовольственной помощи центру страны. Сдать его — значило бы обречь на голодную смерть центр, мозг республики. А. этого нельзя допустить. Геловани удается показать спокойную уверенность в железную логику сталинской мысли о законах революционной стратегии в противовес доводам стратегии буржуазной, которые приводит Носович. Носович разбит, ему нечего возражать.

В этой части фильма, посвященной великому вождю и полководцу, с каждой сценой все больше и больше раскрываются перед зрителем черты и качества Сталина — вождя, полководца, заражающие зрителей верой в непобедимость дела, которым руководит Сталин, верой в победу народа, во главе которого идет Сталин.

Другая часть фильма посвящена героической эпопее прорыва армии молодого командатома Ворошилова к Царицыну. В боях с германскими оккупационными войсками, этими механизированными до потери подобия человеческого солдатами, в боях с бандитскими войсками мамонтовцев, в тяжелейших условиях двигается армия Ворошилова (арт. Н. Боголюбов) к Царицыну. Она преодолевает невероятные трудности. Она разбивает психические атаки немцев, столь знакомые героям нынешней нашей отечественной войны по пьяным психическим атакам фашистской эсэсовской сволочи. Она в необычайно, в невозможно короткий срок восстанавливает взорванный врагами мост через Дон, преодолевая этим последнюю преграду на пути к Царицыну.

В этом эпизоде, замечательно показанном в картине, выявляется с особенной яркостью сила народная, которая под руководством большевиков, оказывается способной творить и творить чудеса. Согласно обычным требованиям инженерного дела мост мог быть построен лишь в шесть месяцев. Но Ворошилов назначает двухнедельный срок. И когда инженер, сомневавшийся в возможности выполнить такую сложную задачу в такое короткое время, говорит о пределах сопротивления материалов, Ворошилов коротко отвечает ему: «Материал точно так же должен подчиняться революции». И материал подчиняется. Воля большевиков и сила, энергия, воля народа в победе подчиняют себе все.

В этой части фильма, тесно связанной с той, что говорит о Сталине, мы видим эту силу народную. Она в образе Ворошилова, умного большевика-командарма, который в нужный момент и сам бросается из окопа и бежит под непрерывным обстрелом к пулемету, чтобы потом свинцовым дождем остановить атаку немцев. Она, эта сила народная, в образе казака Мартына, Перчихина (арт. М. Жаров), веселого храбреца, по собственному его заявлению, «добровольно приписанного к Советской власти» и беззаветно сражающегося за эту новую, близкую, родную власть. Она, эта сила народная, в множестве эпизодических персонажей, вместе со всеми основными героями создающих яркую картину народной борьбы, полную исторического правдоподобия. Заканчивается фильм знаменательной и значительной встречей Сталина с Ворошиловым, встречей, символизирующей царицынскую победу красных войск.

Картина заставляет думать, сравнивать время прошедшее и время сегодняшнее, заставляет волноваться. Картина зовет сейчас в нынешней нашей войне с германским фашистским чудовищем к такой же смелости, к тако- му же бесстрашию, к такому же самопожертвованию во имя интересов родины, с какими сражались и победили наши отцы и братья двадцать четыре года назад. Она зовет к победе в нашей отечественной войне.

С. ГИНЦ.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Пропаганда